Перейти к основному содержанию

«Если что-то создаешь, ты должен уметь это продать»

Художественный руководитель Львовского симфонического оркестра дирижер Айдар Торыбаев выступает в новой для себя роли — топ-менеджера фестиваля
15 июня, 20:11
АЙДАР ТОРЫБАЕВ / ФОТО УНИАН

Айдар Торыбаев руководит организацией Международного фестиваля «Неделя высокой классики с Романом Кофманом», о котором «День» уже писал. О том, что ждет зрителей, — наш разговор.

— Айдар, открывается первый фестиваль «Неделя высокой классики с Романом Кофманом», вы взяли на себя его организацию. Дело непростое, потому что мало придумать концепцию — нужно найти финансирование. Кого удалось убедить, что этот фестиваль должен состояться?

— Наш фестиваль — первый в таком формате, сконцентрированно проводится девять концертов. Организация его не сложнее любой другой, если есть какой-то порядок, люди, на которых опираешься, и ясное понимание цели и задач. Конечно, огромная благодарность строительной компании, торговой марке «Новопечерские Липки». Тут речь не идет о спонсорстве или меценатстве (не очень люблю я это дело). С какой стати кто-то, зарабатывающий деньги, должен потратить их, отдав на организацию чего-то еще? Мы нашли механизм, где они поддерживают фестиваль, а мы, со своей стороны, взяли ясные, четкие обязательства, как эту поддержку конвертировать в прибыль. И все. Без поддержки Министерства культуры не обошлось. Это не моя заслуга, не организаторов — это заслуга имени Романа Исааковича Кофмана. Я знаю его очень давно, у него учился, и это не просто человек, которому помогаю, подражаю — нет, для меня это человек, который влияет на развитие жанра исполнительского искусства. В сфере академического исполнительства он определяет многие вещи.

А с точки зрения сложности, не скажу, что этот проект тяжелый. Нужно соблюдать все законы организации, менеджмента и законы бизнеса. Нельзя творить проект, не имея денег. Так не бывает. В прессе часто пишут, в надежде, что это вызовет сочувствие: у нас-де есть идея, но нет денег, поэтому не можем ее воплотить. Такие слова вызывают если не отвращение, то раздражение. Но люди же работают, тратят всю жизнь для того, чтобы иметь деньги. И ты решил, что у тебя есть такая привилегия не зарабатывать деньги. Это плохо. Понятно, что надо было договориться с тем же Стивом Андерсоном, который выходит на сцену за баснословные на Западе гонорары: приезжай, пой! И он говорит: «Роман Исаакович, для вас я приеду и спою». Вот эта сумма, вычисленная нами, организаторами — мы сможем ему оплатить дорогу, гостиницу и т.д. Мы же должны продать билеты, организовать кондиционирование буфета, сделать качественное зрелище и качественный продукт на новом месте. То есть соблюсти все законы, которые связаны с созданием и продажей продукта. Эти законы незыблемы, их надо знать и соблюдать.

— Как вы сочетаете творчество и менеджмент?

— Эти понятия тождественны. Если создаешь что-то, должен уметь это продать. Могу привести два примера. Есть опись имущества Шуберта: наволочка, шесть носовых платков, шляпа, трость и пара белья. Пенсне не было, сковородки даже не было. С чемоданчиком умер. Полицейский пришел, сделал опись его имущества. Разве это нормально?! Давайте забудем это, как страшный сон. Караян умер, имея на счетах более полмиллиарда немецких марок. Не написав ни одной симфонии.

— Ваши функции на фестивале — не только менеджмент?

— Только организационные. Я его слепил с партнерами, в марте была уверенность, что мы его не делаем, но мы шли вперед. В апреле — уверенность, что делаем, — и у нас все в порядке. Сейчас не испытываем никаких волнений по поводу того, будет ли успешным проведение фестиваля, потому что сам продукт очень качественный и цена с поправкой на украинские возможности и реалии тоже очень «вменяемая».

— Но организационно собрать программу подобного фестиваля — очень сложная история, потому что у лиц первой шеренги музыки все расписано на годы вперед?

— Но у нас есть ресурс, Роман Кофман, который снял в январе трубку, позвонил, и они сказали: господин Кофман, для вас мы можем все. Создание продукта — его дело. А мое — сделать так, чтобы они прилетели, заселились, разместились, приехали на репетицию, чтобы на репетиции у них была вода, еда, чтобы они вышли на сцену, потом выпили коньяку, поспали и улетели. И еще мое дело, чтобы люди, пришедшие на концерт, попали в кофмортные температурные условия, чтобы им было видно сцену, чтобы акустика была на высшем уровне и чтобы они получили массу переживаний при прослушивании музыки.

Давайте обойдемся без комплекса «меншовартості», как говорят. Качество публики, приходящей на концерт, крайне высокое, там много молодых. Недавно был в опере — класс! Очень много молодых людей, нарядных людей, все знают, как себя вести. В филармонии между частями не хлопают. Это правильно, это хорошо.

— В филармонии еще как хлопают между частями!

— Слава Богу, пусть хлопают, значит, пришло много новых людей, которые первый раз в филармонии. Это же идеально. Пусть хлопают, пусть слушают музыку.

— Действа, подобные этому фестивалю, носят какую функцию: духовную, финансовую, обучающую?

— Все, что носит духовную функцию, — в церковь. Мы душой не занимаемся. Финансовую — все в банк или на завод, к фамилиям, которые все знают. Обучающую — тоже нет. Мы не университет. Не могу сказать, что это бизнес в чистом виде. Не хватает только одного: большого концертного зала. В Украине нет акустического зала. В Москве построили, в Варшаве. В Астане построили зал стоимостью 200 млн. по проекту архитектора Николетти. Лучший, чем в Токио! В Осло построили. Приезжаешь в Польшу, в город с населением 100 тыс., — новый концертный зал!

— Но это в Польше, Чехии. В каждом селе свой симфонический оркестр, они его содержат...

— У нас все в порядке с оркестрами. В Украине прекрасные оркестры есть. В Харькове, очень хороший оркестр в Одессе, симфонический, камерные оркестры. Есть — Львов, Днепропетровск, Донецк, Луганск, Ивано-Франковск, Тернополь, там люди этим живут. Сейчас время такое — это безвременье, но оно же кончится. Оно уже кончается.

— Как вы считаете, ведь очень много проектов, которые возникают и благополучно пропадают, один раз мелькнув. Вы думаете о постоянном присутствии этого фестиваля в музыкальном календаре Украины?

— Мы обсуждали этот момент. Пока нет ясности. Мы еще не провели этот. Ведь Роман Исаакович должен продирижировать девять концертов в девять дней. Тяжело. Это тяжело, даже если есть помощники, организаторы, комфортные условия. Это означает, что он должен репетировать два раза в день и вечером провести концерт. Мы так далеко не заглядывали, хотя обсуждали. Я как организатор с бесконечной нежностью и уважением отношусь к тем, кто сегодня стал с нами в одну шеренгу — «Печерские Липки», министр культуры Украины, «Yamaha», предоставившая потрясающий инструмент, и город, который поддержал эту идею.

— А какова ценовая политика при продаже билетов?

— Цена самая разная. От 50 до 800 гривен.

— Например, студент консерватории сможет попасть?

— Я студента консерватории проведу сам, без денег. Постой там, рассади людей, помоги чем-то, и все. Мало того, покормлю еще. Я что, студентом не был? Познакомлю со звездами. И студент университета придет: «Ребята, а можно я приду на концерт?» — проведу сам, лично.

— У вас есть возможность сейчас обратиться к потенциальным слушателям будущего проекта «Неделя высокой классики».

— Программа ясна, составлена, каждый концерт из девяти — уже повод пойти послушать классическую музыку. Программа, уровень мастерства этих людей, переживания, которые вызывает их мастерство, именно мастерство, плюс то, что нельзя объяснить словами. Думаю, это достойное событие для города с великой музыкальной культурой. Мы говорим, что Киев и вообще Украина — это город и страна с великой музыкальной традицией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать