«Если народ утрачивает свою культуру, то он перестает существовать»
Акции проекта JazzKоlо, организованные И.Закусом, объединяют музыкальных гурманов![](/sites/default/files/main/articles/22062016/7zakus.jpg)
Недавно в полностью заполненном Малом зале Национального Дворца искусств «Украина» гранд-концертом украинской песни при участии вокалистов известного телеконкурса «Голос страны» успешно завершился очередной сезон этой творческой акции. Это стало поводом для беседы с ее основателем и неизменным руководителем JazzKоlо, известным музыкантом, бас-гитаристом и композитором Игорем ЗАКУСОМ.
— Мой роман с JazzKоlо длится с 2007 года, но у нас был перерыв на 2,5 года, — рассказал «Дню» И.Закус. — Первые сезоны мы проводили в «Украинском доме», там записали 15 (!) DVD живой музыки. Потом один сезон из 10 программ был в «Часописі». Сейчас два сезона проходят во Дворце «Украина». Это еще 20 программ абсолютно разной музыки. Хотя продуцировать новую программу с отдельной самостоятельной тематикой ежемесячно — очень сложно.
— Вы сами их генерируете или вам кто-то помогает?
— 50 на 50. Идеи по большей части мои, но когда я слышу о каких-то интересных темах от других музыкантов, то приглашаю воплотить их в рамках JazzKоlо.
— У вас нет постоянного состава исполнителей?
— На самом деле музыкантов, способных играть на приличном уровне, в Украине сегодня всего 20—30. Они знают друг друга, и периодически между ними возникают какие-то творческие отношения. Поэтому сегодня в таком составе делаешь проект, завтра — в другом. Это нормальная практика, которая, к слову, применяется во всем мире.
— Вы записи делаете?
— Да, каждый концерт записывается, снимается на камеру, компонуются музыкальные получасовые фильмы. Нас демонстрируют 5—6 телевизионных каналов (например, «Тонис», Первый Национальный, «Рада»» и другие). Все есть и в YouTube.
— Аранжировку делаете сами?
— В основном — да.
— А участников «Голоса страны» вы задействовали впервые?
— Нет. Лаура Марти, Иванка Червинская уже не раз принимали участие в JazzKоlо. Ульяна Кушик тоже у нас уже была. А вот, например, Оля Чернышова, Влад Каращук пели с нами впервые. Я хотел по-разному показать украинскую народную и авторскую песню в джазе. Поэтому пригласил абсолютно разных по стилистике и манере исполнения вокалистов.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ НДИ «УКРАЇНА»
— Вы часто принимаете участие в джазовых фестивалях?
— Да, мы были в Тернополе, Львове, в Ровно, скоро будем, в Виннице. Практически на всех фестивалях, которые проходят в Украине, мы в той или другой степени присутствуем. Концерты JazzKоlо — интересные, качественные. Зачем придумывать что-то новое, когда есть уже сформированных не 3—4, а как минимум 30 разных программ?
— У вас уже сложилась своя публика?
— Она постоянно изменяется, круг наших почитателей расширяется. Хочу заметить, что джаз — музыка не для всех. Ее слушают избранные. И чтобы люди заполняли даже малый зал, нужно хорошо поработать. Искусство джаза прошло огромную эволюцию за очень короткий период. Сравните: история классической музыки насчитывает много веков, а джазовой всего немногим более ста лет. На сегодня это самое динамичное и мощное искусство.
— Известный украинский исследователь Владимир Симоненко в издании «Джаз и фортепианная музыка ХХ века» выводит корень джаза еще из ХІХ в.
— Да, можно об этом спорить, но однозначно корни джаза — в блюзе, а это искусство африканцев, которые были завезены в Америку как рабы, работали на плантациях и в блюзе выражали свои радости и беды.
Украинский джаз, конечно, есть. Но следует учитывать то, что все у нас, по объективным и субъективным причинам, развивалось намного более медленными темпами, чем в других странах мира. И какого-то такого конкретного лица у украинского джаза еще нет. Оно только формируется. И дело не в том, как наши ребята играют джазовые стандарты. Они давно научились достаточно искусно это делать. Другое дело, насколько наши музыканты готовы вернуться в сторону народной музыки, нашей культуры, менталитета. Как они будут чувствовать эту связь, так и будут играть. От этого и будет зависеть конкретизация понятия украинского джаза. Национальный колорит, темперамент должен выразиться в музыке, как это случилось, например, в Польше. А на это нужно время. В настоящий момент появилось очень много молодых крепких музыкантов, которые учатся в частности, и за рубежом. Это и Тамара Лукашова, и многие другие. В конце концов, джаз — это симбиоз, смесь разных культур. Поэтому без фольклора, его знания, глубокого переосмысления у украинских музыкантов нет шанса сформировать свою идентичность.
Если бы раньше думали о нашей культуре, то вообще не было бы сейчас проблем с Луганском и Донецком. Вопрос национальной идентичности — краеугольный. Если народ теряет собственную культуру, то он перестает существовать. Это общеизвестно.
— Многие мастера говорят, что культура сейчас развивается не благодаря, а вопреки. Можете ли вы сказать это о джазе?
— А разве наш джаз кто-то когда-то поддерживал на государственном уровне? Все всегда делалось на энтузиазме и любви к этому искусству его почитателей — музыкантов, певцов, композиторов...
Хочется, чтобы со временем цикл джазовых концертов во Дворце «Украина» превратился в художественный фестиваль, который бы проходил целый год. Обязательное условие — приоритет украинских музыкантов. У нас есть достойные исполнители, которые могут выступать на уровне с мировыми звездами. Нам нужно научиться ценить себя, искать свою индивидуальность, идентичность — и тогда к нам потянутся. В принципе, проект JazzKоlо для того и существует.
Выпуск газеты №:
№108, (2016)Section
Культура