Перейти к основному содержанию

Эволюция или деэволюция?

В столице открылась ретроспектива фильмов братьев Дарденн
07 октября, 10:31
РЕЖИССЕРЫ ЛЮК И ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН И ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ГЛАВНОЙ РОЛИ В ФИЛЬМЕ «ДВА ДНЯ, ОДНА НОЧЬ» МАРИОН КОТИЙЯР ПРЕДСТАВЛЯЛИ СВОЮ РАБОТУ В КАННАХ / ФОТО РЕЙТЕР

Пять наилучших лент бельгийских режиссеров, сценаристов, продюсеров Жан-Пьера и Люка Дарденн, благодаря содействию компании «Артхаус-трафик» демонстрируются в кинотеатре «Киев». Открыли ретроспективу обладателей разных международных премий их последней картиной «Два дня, одна ночь», которая в нынешнем году номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Также в программу лент братьев Дарденн вошли такие известные фильмы, как «Мальчик с велосипедом», «Ребенок», «Сын», «Розетта». Ретроспективу представили Посол Бельгии в Украине Люк Якобс и Ярослав Железняк, советник по связям с органами власти SUN InBev Ukraine.

В фильме «Два дня, одна ночь» социальные коллизии рассматриваются сквозь призму проблемы морального выбора, к которому нас постоянно побуждает жизнь. А там, где есть проблема выбора, возникает интрига — основной движитель напряженного сюжета. Он в фильме строится вокруг героини Марион Котийяр, которую уволили с работы после продолжительной болезни. Притом владелец небольшого предприятия, пытаясь избежать того же выбора, делает это руками своих работников. Пока Сандра лечилась от депрессии, он понял, что те справляются с работой и без нее, потому лучше немножко поднять зарплату шестнадцати рабочим, чем платить еще одной, к тому же психически невыносливой женщине. Поставив на голосование вопрос, что они выбирают: премию в 1000 евро или работу вместе с Сандрой, «гуманный» руководитель легко достиг результата. Только двое из коллег проголосовали за женщину, воспитывающую двух детей, которой также необходима работа, остальные же выбрали премию. Не потому, что они против Сандры, а из-за того, что всем им очень нужны деньги. Благодаря тому, что подруга Сандры вместе с ней уговорила начальника разрешить переголосовать (предыдущее голосование проводили под давлением одного из менеджеров), у женщины появляется шанс вернуть утраченную работу.

Марион Котийяр, играя женщину лет на десять младше себя, умудряется убедительно передать ее усталость и подавленность жизнью. Ее Сандра принадлежит к тому типу людей, которые не хотят относиться к жизни, как к борьбе за существование, печенкой чувствуя, что этот дарвинистский принцип предназначен для мира животных, а не людей. Люди же должны, наоборот, показывать солидарность друг с другом и всячески друг друга поддерживать. О том, что героиня солидарна с ближними и готова помочь в трудную минуту, узнаем из отдельных реплик ее коллег. Потому ее депрессия становится характеристикой не столько самой Сандры, сколько общества, в котором все меньше человечности. Она настолько деликатна, что не стала бы ради себя в течение двух выходных дней посещать дома своих коллег, если бы не ее муж — это он убедил жену заручиться их поддержкой перед новым голосованием. Но именно благодаря переговорам героини с коллегами по работе авторы фильма раскрывают самые разнообразные грани человеческой природы — от жертвенности (одна из женщин, голосовавшая за премию, даже уходит от мужа, который к этому ее побуждал) до животной борьбы за «кость», брошенную хозяином (другой сотрудник, отстаивая свое право на 1000 евро устраивает драку со своим старшим коллегой).

Собственно, то, что героиня провоцирует людей выявлять свою настоящую сущность, и добавляет философского привкуса картине, посвященной социальным проблемам западного мира (прежде всего, безработице как следствию экономического кризиса). То, что становится Голгофой Сандры — унижаться, просить людей отказаться от эгоизма и тем самым провоцировать их на моральный выбор, — является судьбой святых, без которых мир людей давно превратился бы в джунгли. Раз мы уже вспомнили о святости, то заметим, что о библейских заповедях в фильме говорит лишь один персонаж, чернокожий эмигрант, который рискуя быть уволенным, принял решение, которое от него «ждет Бог».

Сам Жан-Пьер Дарденн во время видеоконференции, состоявшейся после пресс-показа картины, заметил, что западное общество давно уже перестало мотивироваться библейскими заповедями, а человеческая солидарность, которой он посвятил картину, базируется в Европе на общественном договоре: если мы платим налоги, то имеем право на социальную защиту, на хорошее образование, медицину, качественную культуру...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать