Перейти к основному содержанию

Фабрики, где создают... культуру

Эксперт из Польши — о том, как заброшенное здание превратить в центр искусства
12 мая, 16:50
У НАС ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ АКТИВНО ВНЕДРЯЕТ ОРГАНИЗАТОР ФЕСТИВАЛЯ «ГОГОЛЬФЕСТ» ВЛАД ТРОИЦКИЙ, ПРЕВРАЩАЯ КИЕВСКУЮ ПРОМЗОНУ — ТЕРРИТОРИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА — В ПЕРФОРМАНС-АРЕНУ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно в Киево-Могилянской бизнес-школе состоялся мастер-класс Агаты Этманович — эксперта по социокультурному проектированию. Тема события — обновление индустриальных пространств через культурные инициативы. В Украине много промышленных сооружений — остатков бывших заводов, которые вряд ли снова заработают: дорого, да и технологии изменились. Есть и заброшенные пионерские лагеря, пансионаты, кинотеатры, наконец, жилые дома. Эти помещения можно превратить в центры, где можно слушать музыку, узнавать новое, общаться или пробовать что-то вкусненькое. Такие преобразования называют сложным красивым словом «ревитализация» — то есть восстановление. Переоборудованные заведения могут и должны приносить прибыль — за границей такие проекты интересны предпринимателям, государственным органам и международным инвесторам.

Агата Этманович привела примеры ревитализации промышленных предприятий в Европе. Эксперт живет и работает в Польше и имеет большой опыт по этому вопросу. С 2004-го по 2009 год А. Этманович воплощала художественные проекты в художественном центре Fabryka Trzciny в Варшаве. Центр является бывшей фабрикой, расположенной в неблагополучном районе города. С 2011 года Этманович сотрудничает с арт-центром Fabryka Sztuki (на украинском — «Фабрика искусств») в Лодзи, которая тоже размещается в производственных помещениях. Мы побывали на мастер-классе пани Агаты и делимся услышанными интересными фактами — вдруг это вдохновит кого-то из бизнесменов сделать подобное в Украине?

«БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» ПО-ВАРШАВСКИ

Fabryka Trzciny расположена в районе Прага, на «темной стороне» польской столицы. В свое время здесь изготавливали мармелад, консервы и резиновые изделия, затем предприятие пришло в упадок. Раньше люди избегали района, где расположена фабрика. По словам Агаты Этманович, он напоминал Бермудский треугольник: ты оставляешь там свою машину, идешь по делам, а машина магически исчезает. Но в заброшенное помещение влюбился композитор Войцех Тржчинский (на польском — Wojciech Trzcinski, от его фамилии образовалось название центра). Художник инвестировал в здание все собственные накопления. Так, в 2003 году появилась Fabryka Trzciny — частный культурный и образовательный комплекс, где проходят представления, фестивали, концерты, лекции, дискуссии.

Команда заведения работала с огромной отдачей. Деньги получали и теперь получают только от прибыли с центра. Никаких субсидий от города, почти никакой поддержки от министерства культуры. Сотрудники Fabryka Trzciny сдают в аренду места в центре и сами организуют мероприятия. Здесь обустроили две кухни: одна — для ресторана, которым руководит коллектив заведения, вторая — для кейтеринга, то есть обслуживания мероприятий «на выезде». Одновременно в центре могли происходить три события.

Команда Fabryka Trzciny насчитывает около десяти «офисных» сотрудников — например, менеджеров проектов. Кто-то приобщается к команде только для определенных событий. Еще есть официанты, технический персонал. Кстати, долгое время Fabryka Trzciny была одним из немногих независимых культурных центров Европы, где технический персонал работал регулярно. В заведении устраивали так много событий, что технические специалисты были нужны каждый день.

Впоследствии Fabryka Trzciny стала популярным местом отдыха. В центре много внимания уделяют коммерческой составляющей. Когда Агата Этманович работала там, перед каждым проектом команда просчитывала, как хотя бы не потерять деньги на том или ином замысле.

Еще через несколько лет посетителей центра стало меньше. Агата Этманович, которая покинула проект в 2009 году, связывает это с тем, что команда мало взаимодействовала с общественностью района. Местные люди гордились Fabryka Trzciny: туда приезжали телевидение и знаменитости. Но центр слишком экстравагантный для жителей района, они боятся зайти внутрь. Впрочем, Fabryka Trzciny и сегодня работает в Варшаве, это довольно популярное место, привлекающее иностранных туристов.

ИНКУБАТОР ИДЕЙ

Пример восстановления индустриального помещения с помощью власти — проект Fabryka Sztuki (дословно «Фабрика искусств») в польском городе Лодзь. Арт-центр Fabryka Sztuki основали в 2007 году, Агата Этманович сотрудничает с ним с 2011     года.

Все началось с того, что здание XIX века, где когда-то была фабрика, заселила компания ребят. Эти люди хотели сделать сквот — то есть самовольно поселиться в помещении. Горожане не протестовали — ребятам негласно разрешили занять бывшую фабрику. Активисты организовали в помещении масштабный фотофестиваль, устраивали другие культурные мероприятия. Полулегальный арт-центр привлекал все больше публики. Впоследствии активисты объединились в общественную организацию Lodz Art Center (на украинском — «Художественный центр Лодзи»), к ним присоединилась театральная ассоциация Chorea. Для больших достижений не хватило средств. Основатели арт-центра обратились к государственно-частному партнерству.

Активисты обратились к власти Лодзи. Две общественные организации — «Художественный центр Лодзи» и театр Chorea — подписали контракт с городом и создали муниципальную культурную институцию. Формально организация принадлежит городу. Но мэр Лодзи не может самостоятельно уволить или назначить директора арт-центра — только после согласования с другими партнерами. Все три стороны включены в финансирование организации. Город предоставляет 90 % средств, общественные организации — 10 %, большинство этих денег — гранты и взносы спонсоров.

Проект прибыльный для Лодзи. Так, в Fabryka Sztuki проводят большой фестиваль дизайна. Ежегодно сотни тысяч людей из всей Европы приезжают на мероприятие, и в городскую казну попадает много денег. Арт-центр выполняет и большую социальную работу. Театр Chorea привлекает к своим проектам разные маргинальные группы людей.

Культурную институцию сориентировали на развитие бизнеса. Пару лет назад здесь появился арт-инкубатор — пространство, которое сдают в аренду малым предпринимателям на два года на льготных условиях. Бизнесмены получают советы юристов, могут принимать участие в тренингах для развития профессиональных навыков, используют оборудование арт-центра. Сейчас в Fabryka Sztuki работают 26 компаний: дизайнеры, фотографы, портные, даже фокусник. Проект стоил больше десяти миллионов евро, в частности сделали колоссальный ремонт загроможденного помещения на фабрике. Половину денег дал город, половину получили благодаря гранту от Европейского Союза на развитие предпринимательства в регионах.

Несмотря на успехи, Агата Этманович отметила, что Fabryka Sztuki не получает столько доходов, сколько хотелось бы. Активисты постоянно ищут новые возможности для доходов и подают себя на разные гранты.

ТВОРЧЕСКАЯ ФАБРИКА — МИЛЛИОНЕР

Melkweg в Амстердаме — известная концертная площадка, место проведения спектаклей, выставок и шумных вечеринок. Заведение расположено в помещении бывшей молочной фабрики. Центр существует с 1970 года, им руководит некоммерческая организация. Здесь работают 240 человек — рекорд для европейской организации этого типа. Впрочем, только 30 человек работают больше 30 часов в неделю. Коллектив Melkweg создает почти все проекты, которые представляют в заведении.

В центре есть два концертных зала и много помещений разной площади. Часто здесь проводят несколько событий сразу. Есть бар, кафе и ресторан, которыми управляют другие компании, у команды Melkweg это бы занимало много времени.

Годовой бюджет проекта в 2013 году составил 11,5 миллиона евро. Компания почти вышла «на ноль», потому что получила больше 11,4 миллиона евро прибыли. Большинство средств выручили с продажи билетов на разные мероприятия и услуг кейтеринга.

КРЕАТИВНАЯ АРЕНДА

В 1990-х в столице Финляндии Хельсинки появился культурный центр Kaapeli, то есть «Кабельная фабрика». Заведение расположено на территории бывшей фабрики, производившей телефоны и электрические кабели. Центр охватывает огромную площадь — больше 56 тыс. квадратных метров, и расположен за пределами центра города. Kaapeli управляет компания, основанная властями Хельсинки.

Заведение в корне отличается от Melkweg. Команда Kaapeli не создает собственных проектов, а сдает в аренду помещения, как правило, креативным предприятиям: ателье, студиям звукозаписи и т. п. Некоторые помещения арендуют на короткое время, для проведения конференций и разных событий. В Kaapeli работают кафе, ресторан, театр, радиостанции, магазины, галерея, где продают произведения искусства и т. п. Всем этим управляют компании-арендаторы.

Общий бюджет центра в 2013 году составил 4,5 млн евро. Kaapeli — прибыльная компания, ведь единственный источник денег, аренда, в том же году принес 5,3 млн евро.

Европейские примеры «оживления» индустриальных помещений    — скорее, коммерческие проекты, развивающие малый бизнес и культурную жизнь сообществ. Некоторые уже приносят прибыль, некоторые имеют перспективу этого. Агата Этманович акцентирует, что большинство фабрик и заводов сначала довольно потрепаны. Затем они могут превратиться в хорошие сооружения, словно из сказки. Рецепт успеха — иметь идею и работать с полной отдачей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать