Философ-эрудит
Вчера в выставочном зале Национальной академии искусств Украины открылась выставка выдающегося мастера из Львова Любомира Медвидя
Напомним, в этом году художник номинируется на соискание Шевченковской премии за цикл живописных произведений «Реминисценции».
Любомир Медвидь — известный живописец, монументалист, график и автор талантливых текстов. Он ученик Карла Звиринского, Романа Сельского и Витольда Манастырского. Ныне Любомир Мирославович достойно несет звание Народного художника Украины и академика Национальной Академии искусств Украины. Его полотна и графические произведения хорошо известны в музеях, галереях и частных собраниях Украины, но не менее их ценят в коллекциях Канады и США. Он давно стал учителем нескольких поколений художественной молодежи и гордостью культурного Львова.
♦ Художественное пространство Медвидя, его индивидуальная рефлексия мира очень своеобразна, потому что совмещает тревогу, драматизм и одновременно эстетизм современной культурной ситуации. Не прямо,опосредствовано, но в каждой живописной серии автора сконцентрированы его размышления о существовании в мире, о сложной ситуации человека в современном мире. Поэтому неслучайно, что из множества произведений на соискание Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко Медвидь подал ряд полотен «Блудный сын» (2012—2013 гг.) из широкого цикла «Реминисценции». Библейская притча, которая воспроизводилась в шедевре Рембрандта (XVII в.), в гениальной графической серии Тараса Шевченко, сегодня имеет развитие и новое толкование в полотнах Л. Медвидя: «Сойди в зеленый дол (Христос)», «Магдалена», «От яйца», «Блудный сын» и в других. Проблема сложного пути человека, поиск собственной судьбы,ошибки и просветления — таков морально-этический фундамент живописного цикла. Художественный язык автора полотенпластично совершенный, даже изысканный с парадоксальным сочетанием драматичного напряжения и гротесково-дразнящих интонаций. Как и всегда, в собственном творчестве Л. Медвидь создает «открытые», словнонеопределенные образы. Они требуют от зрителяактивного процесса домысливания — сотрудничества с автором. Художник приглашает к диалогу.
♦ Собственное художественное восхождение к высоким художественным ступеням Любомир Медвидь совершил, никогда не изменив ни моральным, ни художественным принципам. Его творчество начиналось в 1970-е годы, крайне драматичные для искусства под давлением соцреалистического диктата. Медвидь, не воспринимая насилия, становится художником львовского андеграунда. Еще в конце 1960-х Л.Медвидь совершил побег от духоты, выйдя из советского времени в другое, не изменив места пребывания. Достоинство пролагало верный путь. Так как не случайно талантливого юношу воспитывали учителя — настоящие рыцари чести. Так же не случайно охранитель украинской культуры Борис Возницкий нуждался в обществе Любомира Медвидя.
♦ В духовной среде Львова, насыщенной творческой мощью, как Мертвое море солью, даже в этом интеллектуальном концентрате Медвидь как личность, професор-учитель, мыслитель-культуролог, а главное — как художник занимает уникальное место. Талантов в Львове предостаточно, колоризм взрывается на полотнах вулканически. Декоративное ощущение безукоризненно. Творческая изобретательность поражает в каждой львовской экспозиции. Быть неповторимым среди талантливых коллег почти в течение полувека — Любомиру Медвидю это удается. Его произведения интеллектуальны с неуловимо неповторимыми притчевыми интонациями и с сверхреалистичными образами-откровениями. Художественная форма безукоризненна и убедительна. В авторских заметках читаем: «дисциплина установила усиленный контроль над укладом форм, пятен и линий»...
Парадоксальный художественный мир художника мудрый и тревожный одновременно. Как дитя войны, пограничной зоны, по которой родителей Медвидя с малышом судьба гнала под слепые вражеские пули, Любомир в искусстве рядом с тревогой воплощает благодарность Богу за жизнь.
♦ С первыми впечатлениями от войны в сознание и подсознание Медвидя вошел образ растерянной толпы, обреченного человеческого муравейника. В зрелые годы были написаны циклы: «Периферии», «Terra incognita», «Ecce homo» и другие. «Я склонен считать «Периферии» своим самым первым приключением среди пространства творчества», — говорит Медвидь. — ...В моем сознании вызрел образ мрачной Обочины с... химеричностью, неуверенностью, неопределенностью, тревогой, печалью... закатившимися за безликие края горизонта».
Юноша, который наблюдал, как советчина уничтожала Львов, и знал трагическую историю пограничных территорий Украины, тяжело рефлексировал в живописных и графических циклах на «вездесущий запах советчины». Медвидь говорит, «это был запах всепроникающей очереди, милитаристского шума... напыщенного пафоса партийных съездов и неотступного чуждого дыхания в твой затылок». Отсюда в «Эвакуации» (ряд полотен) была раскрыта тема агрессивности, от которой цивилизация за тысячелетие не защитило человечество.
Понятно, что в годы фальшиво-бравурного соцреализма творчество Медвидя находилось в андеграунде рядом слидерами львовской школы. Нелегкой была жизнь в состоянии внутренней эмиграции, ее выдерживали единицы.
ЛюбомирМирославович как в 1970—1980-х, так и сегодня пишет о муке существования человека. В циклах «Интерьеры» (1989—1991 гг.), «Розточча» (1986—2007 гг.), так же и в «Блудном сыне» (1993—1996 гг., 2012—2013 гг.) автор не уходит от сложных вопросов о сущности человека, о его двойственности как о боге-звере. «Но и Тарас Шевченко ставил трудные вопросы», —замечает Любомир. Он ищет опоры у светоча как у собеседника. Чем является для художника человек? Разве только перышком, которое в пространстве-времени не знает гравитационного счастья? Следом за Кобзарем Медвидь спрашивает: «Ким, за що закуті?» Человек в произведениях живописца преимущественно кричит в полиперспективе поразительно— сюрреалистического пространства. В каждой работе есть как соединение, так и конфликт между логикой и алогизмом. Впрочем, шифры композиций легко дешифруются думающим зрителем.
♦ Художник — свидетель драматичного ХХ — начала ХХІ века в сочувственном (но не сентиментальном) отношении к человеку по-современному продолжает линию европейского гуманизма в формах экзистенциализма. В каждой его работе, как и в последнем цикле «Блудный сын» (2012—2013 гг.), в гиперреалистических, драматических произведениях центральной фигурой остается Человек и его судьба. Он живет в сложное время. Художникэто показывает.
Выпуск газеты №:
№15, (2014)Section
Культура