Формула театра Эдуарда Митницкого
Как бы ни был он непреклонен порой в своих диагнозах современному обществу, намекая, что «точка невозвращения» давно пройдена, никогда не призывал ни к смирению, ни к сытому коллаборационизму. 4 августа — день рождения известного украинского режиссер
Эдуард Маркович поставил более 150 спектаклей в разных странах мира и уже 34-й год является художественным руководителем Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Митницкий — режиссер безграничной эрудиции, обаяния, мастерства!
Если перечислять все регалии, статусы, заслуги, подвиги на славном театральном поприще Эдуарда Марковича, пожалуй, не хватит и нескольких энциклопедических страниц убористым шрифтом. Вот только сам именинник не любит козырять «чинами», и не только в обществе очаровательных дам, но и в кругу коллег по цеху. Митницкий и в жизни, и в своих спектаклях, счет которым перевалил за полторы сотни, был и остается скромным и сдержанным, немногословным и рассудительным, увлекая не дешевым эпатажем или скабрезным намеком, а работой мысли и духа, «выплавленных» в четкие, чеканные формулы-наблюдения. Пожалуй, одно из главных его правил — если нечего сказать, лучше промолчи, т. е. не ставь спектакль в расчете лишь на эффектный кунштюк, авторский и актерский труд, зрительскую всеядность. А с другой стороны, если тебе нечего сказать, какой же ты режиссер? Поэтому позиция Митницкого и как режиссера, и как гражданина Украины, и как человека с недюжинным жизненным опытом всегда так акцентирована в его постановках.
Сейчас в репертуаре Театра драмы и комедии — шесть спектаклей Эдуарда Митницкого. Это работы разных лет, несхожих жанров и настроений, каждый раз иных подходов к извечным вопросам сути человеческого существования. Например, «Майн Кампф, или Носки в кофейнике» Д. Табори неплохо бы включить в обязательную программу предвыборных акций, только не для «оболванивания» электората, а для напутствия людей не ошибиться в политических предпочтениях. Этим трагифарсовым опусом Э.Митницкий на много лет вперед предупредил, где лежат те пресловутые «грабли», на которые мы с завидным упорством налетаем, простодушно доверяя сладкоголосым «реформаторам», а позже, не менее искренне, ужасаемся, в какие дебри заводят их «благодеяния».
Его спектакль «Море... Ночь... Свечи...» Й. Бар-Йосефа исследует трагическое крушение личности в океане соблазнов. Пожалуй, тема противостояния личности и социума, личности и бытия (во всей сложности этих философских категорий) остается одной из любимых в творчестве режиссера. Но Эдуард Митницкий далек от бодряще оптимистических трюизмов, твердящих о долженствующей стойкости в схватке «с целым морем бед». Он отнюдь не превозносит и не переоценивает человеческую природу, но и не умаляет ее. Режиссер, почти с восхищением, рассказывает о том, как высоко и как низко дано подняться или упасть человеку, вольному в своем выборе пути и средств достижения цели. А еще о том, каким нелицеприятным бывает результат той свободы, которая отрицает все: и совесть, и долг, и любовь...
Монохромно-стильная «Анна Каренина» Л. Толстого и пастельных тонов «Так закончилось лето...» И. Шоу — два спектакля, близких к эстетике кино. Тут изобилуют актерские «крупные планы», пульсирующее стаккато сцен, расчерченные, будто под линейку, лаконичные мизансцены. И в то же время это два самых чувственных спектакля Эдуарда Марковича в нынешнем репертуаре театра. Два спектакля о женщинах, застигнутых страстью врасплох, о стихийном чувстве, так плохо поддающемся рассудочной логике и моральным ограничителям. Человек порой бывает беззащитен и слаб не только перед внешним миром, но и перед собственными желаниями, выходящими из под контроля и сулящими близкую катастрофу — еще один лейтмотив творчества режиссера, еще один ракурс его исследования психологии и этики.
«26 комнат...» А. Чехова, пожалуй, самый жесткий спектакль Эдуарда Митницкого. Самый безысходный. Сумрачный. Трагический. Сочинен словно реквием по погибшим мечтам, благородным порывам, высоким взлетам. Тут никому из героев уж не выбраться из смертоносной западни-лабиринта, в которую превратилась их жизнь. Митницкий ничуть не смущается, что меланхолией «26 комнат...» наверняка не потрафит вкусам публики — ведь он, как никто другой, может себе позволить роскошь быть самим собой, ведь, в конце концов, театр существует не только «для кассы», но и для души...
Последняя постановка режиссера — еще один чеховский спектакль «Три сестры», который не менее серьезен и принципиален в отношении прогнозов на будущее, изобилует грустными размышлениями о культурной деградации и о ежедневной войне с пошлостью, алчностью, цинизмом, беззаконием, которую интеллигентные люди зачастую проигрывают. Но горечь этих выводов режиссера сродни хорошо рассчитанной провокации, теста на наше неравнодушие и дееспособность. Ведь как бы не был Эдуард Митницкий порой непреклонен в своих диагнозах современному обществу, намекая, что «точка невозвращения» давно пройдена, тем не менее, он никогда в спектаклях не призывал ни к смирению, ни к благодушному соглашательству, ни к сытому коллаборационизму.
Собственно, Эдуард Маркович строит и исповедует театр, помогающий осмыслить исключительно важные моменты для «жизни человеческого духа», те насущные вопросы, которые в сутолоке каждодневных проблем затираются на второй план, откладываются, а то и вовсе снимаются «с повестки дня». Сам Митницкий определяет суть этого искусства достаточно афористично и просто: «Театр — это увлечение человека, который на несколько часов погружается в другой мир. И дальше все зависит только от самого человека. Воздействие театра трансформируется в какое-то иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте. Культурное наследство передается незримыми путями — как культура восприятия, культура мышления, культура чувств. В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр». И с началом нового сезона Театра драмы и комедии, попав на спектакли Эдуарда Митницкого, можно лишний раз в том убедиться...
Выпуск газеты №:
№135, (2012)Section
Культура