Франк Ньюарт: портрет серийного убийцы
На экраны вышел французский фильм — обладатель двух «Сезаров»![](/sites/default/files/main/articles/12082015/10se.jpg)
Для режиссера Седрика Анже «В следующий раз я буду стрелять в сердце» — только третий полный метр, для актера Гийома Кане, сыгравшего главного героя — жандарма и одновременно серийного убийцу Франка Ньюарта — 40-й. И, безусловно, Кане может считаться полноценным соавтором картины — что было отмечено премией «Сезар» за лучшую мужскую роль (второй «Сезар» — за сценарий).
Фильм основан на реальных событиях. На протяжении нескольких месяцев, между 1978 и 1979 годами, департамент Уаза к югу от Парижа терроризировал жестокий маньяк, мишенью которого были молодые женщины. Подбирал голосовавших на дороге, застреливал, выбрасывал тела, избавлялся от машин. Поймать его было практически невозможно, потому что был жандармом и знал, как заметать следы.
Из-за сюжета и отсылки к реальным событиям возникают параллели с другими подобными фильмами, например, с культовым американским хоррором «Генри. Портрет серийного убийцы» (1986), но есть принципиальное отличие: «В следующий раз...» — драма, а не ужасы, поскольку здесь совершенно иной эмоциональный объем героя.
Режиссер явно учитывал опыт предшественников: избежал соблазна подать поступки Франка как макабрический аттракцион с одной стороны и не впасть в морализаторство с другой. Этот убийца абсолютно тривиален, за пределами своего психоза он живет повседневной жизнью рядового служаки. Ничто человеческое ему не чуждо: обедает в воскресенье с родителями, играет с младшим братом, обожает природу и даже способен на милосердный поступок по отношению к небезразличной ему девушке. Его сумасшествие — это стремление к своего рода порядку — конечно, на его больное усмотрение. Он и превозносит себя над всеми, и судит себя вплоть до самоистязания. Любуется лесом и животными — и в следующее мгновение видит дикие галлюцинации с грязью и червями. Но все эти сугубо сюжетные нюансы не стоили бы ничего без главного исполнителя. Каждый нюанс поведения Франка, каждая перемена его настроения, каждое решение воплощены, изображены точно и тонко. Именно Кане, а не Анже создает необходимый для выживания фильма конфликт, передавая с должной остротой борьбу между зверем и человеком в герое, при этом не делая его привлекательнее, но и не демонизируя.
А вот стремление Анже как можно больше «приземлить» протагониста скорее навредило делу. Фильм заканчивается по сути ничем, просто закольцовывается плакатом полуобнаженной девушки, но игры смыслов, резонанса значений, да и просто драматургически необходимой развязки, того финального выстрела в зрительское сердце здесь нет.
Получилось то, что получилось: не история, а именно портрет убийцы. Портрет глубокий и убедительный. Именно эта глубина в конечном итоге и позволяет выделить «В следующий раз я буду стрелять в сердце» как удавшийся фильм.
Выпуск газеты №:
№144, (2015)Section
Культура