Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Франковцы – без ретуши...

«Я не ставил себе цель кого-то или что-то реабилитировать, а исследовал исторические факты» — под занавес сезона генеральный директор театра Михаил Захаревич представляет монографию о выдающемся коллективе
14 июля, 11:49

В этом году Национальный театр им. И.Франко отметил 95-летний юбилей — скромно и без помпы. Под занавес сезона «День» первым держал в руках новую книгу Михаила Захаревича «Національний академічний драматичний театр імені Івана Франка — динаміка соціокультурних перетворень (1920—2001)». Это итог многолетней работы генерального директора, который анализирует творческий путь прославленного коллектива без ретуши...

Хотя перечень премьер сезона был не таким большим, однако в нем присутствует достаточно интересное жанровое многообразие. Так, классическая комедия «Хозяин» Ивана Карпенко-Карого (режиссер П.Ильченко) сосуществует в пространстве театра с поисками украинской современной драматургии в спектакле «ДІВКА. Українська LOVE STORY» В.Маковий (режиссер Елена Роман). Долгожданный «Эрик ХIV» А.Стринберга в постановке художественного руководителя франковцев Станислава Моисеева актуальными моментами перекликается с документальной драмой «Дневники Майдана» Н.Ворожбит, А.Мая (режиссер Андрей Май). Бессмертный роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» нашел свое воплощение в спектакле «Великие комбинаторы» Д.Чирипюка, В.Юдова (режиссер Дмитрий Чирипюк). На Камерной сцене им. С.Данченко «зажил» своей жизнью спектакль «Не плачьте за мной никогда» М.Матиос (режиссер Сергей Павлюк), что является совместным творческим проектом франковцев и Херсонского театра им. Н.Кулиша.

О сезоне, который подходит к концу, и о собственном взгляде на историю франковцев, — в разговоре «Дня» с Михаилом Захаревичем.

«ИСКУССТВО ДОЛЖНО СТАТЬ  БАЗОВОЙ ОТРАСЛЬЮ ГОСУДАРСТВА»

— О том, как реагируют люди на сегодняшние сверхсложные проблемы жизни нашей страны, могут свидетельствовать наши залы, более заполненные, чем в мирные времена, — говорит М. ЗАХАРЕВИЧ. — Сейчас людям необходимо душевное утешение, минуты эстетической радости, и это зрители находят на спектаклях нашего театра. Хотя в настоящее время на первый план выходит экономическая целесообразность и театру придется считаться с реалиями времени. Мы были вынуждены идти на определенное сокращение работы над новыми спектаклями, направляя средства на ремонтные работы, без которых невозможно осуществление постановок в будущем. Сезон был очень сложным. Если раньше мы получали средства на спектакли, зарплату, ремонты, оплату коммунальных услуг, то сейчас у нас есть средства только на зарплату, и то в неполном объеме. Мы понимаем сложное положение в государстве и пришлось проводить очень непростой процесс перевода некоторых категорий актеров на ограниченную оплату... В нашем коллективе, невзирая на трудности, царит атмосфера доброжелательности. С тех пор как началась непровозглашенная война на востоке, все наши работники показали свой патриотизм и перечислили однодневный заработок в фонд поддержки военных. Мы также обеспечиваем наших рабочих, призванных в армию, всем необходимым. Каждый месяц играем спектакль, средства от которого перечисляем на АТО, и имеем немало благодарственных писем за такую материальную помощь. Приглашаем бесплатно на спектакли переселенцев, их детей, пенсионеров. Актеры ездят в госпитали, проводят встречи с бойцами... В этом же ключе патриотизма имидж Украины в мире утверждает и спектакль «Дневники Майдана», уже побывавший на международных фестивалях в Гамбурге, Вене и Братиславе. Пресс-конференции и обсуждения, проходившие после спектакля, свидетельствовали о немалом интересе иностранцев к судьбе Украины. Театр выполняет высокую художественную миссию, не меньшую, чем у сотрудников МИД. Сезон завершается с хорошими художественными и экономическими показателями.

— Многие работники к юбилею театра были отмечены наградами и почетными званиями. В этом году максимально сокращен отпуск, и 4 сентября театр начнет новый сезон. Уже проводятся репетиции спектакля «Лес», который ставит Дмитрий Богомазов с очень интересной постановочной группой. Заняты мощные актерские силы, среди которых Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, Наталья Сумская и другие. До конца 2015 г. покажем премьеру для детей — музыкальную сказку. Планы на будущее у нас масштабные, нужно развиваться, двигаться в направлении европейского театра, изучать и заимствовать их прогрессивные системы. 95 лет театр делает чрезвычайно важное и сложное дело художественного воспитания нации. Искусство должно стать базовой отраслью государства.

«КРАСНАЯ ЛИНИЯ» — ТЕМА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ НА МАСТЕРА И ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАСТЕРА

— В 1992 году, когда я пришел работать в Театр им. И.Франко, «свежими» глазами увидел, что театр с такой выдающейся и непростой историей не имеет подробного театроведческого изложения. Были единичные исследования, мемуарные воспоминания, в частности книга Ростислава Коломийца, Елены Коваленко, и не существовало фундаментального, обобщающего труда, который в комплексе рассмотрел бы все периоды деятельности театра. Я видел «эпоху Сергея Данченко», знал о «эпохе корифеев-франковцев». К тому же я учился у педагогов-курбасовцев, в Харьковском институте искусств. Застал чрезвычайно интересный преподавательский состав, учился у побратима Курбаса, Леся Сердюка. Так, сценический язык нам преподавал Роман Черкашин, рядом работала кумир института — жена Курбаса — Валентина Чистякова. В то время заведующей библиотекой была Мария Андреевна, открывшая нам тот сложный процесс, о котором нельзя было говорить, — уничтожение Курбаса. Только посвященным она давала читать запрещенные документы, литературу, именно тогда я ознакомился с протоколом актерских собраний, на которых они осудили и фактически отказались от Курбаса. Потом было знакомство с Василием Василько, который рассказывал невероятные вещи о том непростом времени. Вот такая у меня получилась «закваска», обо всем узнавал из первый уст. Но в то же время знал, что рядом с Лесем Курбасом был Гнат Юра, о нем также было мало печатных материалов. Я захотел узнать о его роли в этой истории.

Работу начал в Винницком архиве, потом было знакомство со многими документами, содержанием архива театра, постепенно раскрывались тайны, просветлялась ситуацию вокруг Л.Курбаса и Г.Юры. В процессе исследований убедился — чтобы что-то понять, нужно положить путь Театра им. И. Франко не только на политический, но и на идеологический контекст. В динамике социокультурных преобразований. После проработки и осмысления всех документов, я пришел к пониманию того, в каких сложных условиях приходилось существовать и нашему театру, и харьковскому. Потому что вся заангажированность идеологическая шла не от Юры, а от компартии, которая «тыкала носом» Игнатия Петровича во все свои догмы и постулаты...

Начал разбираться, где же истоки Курбасовского новаторства? Он формировался на примерах вольнолюбивых героев, переводил европейские труды, имел в качестве примера западную культуру. Тогда как для Г.Юры эталоном было творчество Павла Орленева, принципы психологического театра. Исходя из этого, у него были другие убеждения. Разбираясь в этой идеологически политической ситуации становления театра, в разных человеческих влияниях, самое главное, что я понял — Гнат Юра и Лесь Курбас не были врагами. Игнатия Петровича заставили подписать письмо. Система НКВД была такой, что сломать могли кого угодно! Но, идя на уступки, Юра защищал прежде всего театр, а не себя. Я решил провести «красной линией» тему влияния системы на мастера и противостояние мастера. Лесь Курбас был героем, который не предавал своих идеалов, а Гнат Юра мог идти на уступки ради сохранения дела, сохранения театра! Но они оба были мучениками. Я не ставил себе цель кого-то или что-то реабилитировать, а исследовал исторические факты, документальные свидетельства. Старался писать книгу не в сугубо научном изложении, использовал стиль художественного письма, определенные эмоциональные моменты. По объему собранного материала, базированного на первоисточниках, в который вошли найденные и восстановленные первые 28 пьес-премьер театра, фамилии всех занятых актеров, со стопроцентным перечнем спектаклей за 95 лет, на сегодняшний день это — самое полное собрание об истории Театра им. И. Франко. Этой огромной работе я посвятил 15 лет жизни. Думаю, что многое из истории франковцев для себя откроют почитатели творчества нашего театра, а для театроведов-исследователей она сможет стать стартом для будущих фундаментальных исследований в сфере отечественного театра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать