Перейти к основному содержанию

Гармония цвета

31 марта, 00:00

Первая заметка о молодом художнике Игоре Ворошилове появилась в чешской прессе в 1966 году. В течение двадцати лет его имя периодически мелькало в каталогах групповых европейских выставок. Родина (Советский Союз) безмолвствовала: творчество «неформального» художника Ворошилова никак не укладывалось в рамки принятых установок и традиций. Работы десятками вывозились за границу: художник дарил их щедро, отдавал за бесценок. Картины терялись, горели, затапливались, расползались по домам, пропивались, раскрадывались. Но мастера эта трагическая ситуация нисколько не беспокоила, говорил: «Прорастут!». Чтобы как-то выживать, Игорь Ворошилов работал в Госфильмофонде, редактировал прессу, подрабатывал то в массовках на киностудии, то сторожем...

Первая и единственная при жизни персональная выставка Игоря Ворошилова состоялась в 1988 году в Киеве, где художник в очередной раз гостил у своих давних друзей. Он любил здесь бывать подолгу, говорил, что в Киеве хорошо себя чувствует его «хохлацкая, нежная душа» (его предки — кубанские казаки, переселенцы из Запорожской области, выселенные в 30-е годы на Урал). Ранней весной 1989 г. в Москве Игоря Ворошилова не стало. Обладавший недюжинным казацким здоровьем, в быту довольствовавшийся самым малым и благословлявший все сущее, мастер в одночасье умер от инфаркта, словно от перенапряжения души и сердца. И все его создания ушли по знакомому проторенному пути — в люди. Где, когда «прорастут»?

Встречавшие на своем пути Игоря Ворошилова не знали более доброжелательного, щедрого, непритязательного, деликатного, бескорыстного и, если можно так выразиться, целомудренной души человека. Энциклопедически образованный, он умел находить общий язык с любым: полуграмотной соседкой и советником посла, пьяницей из забегаловки и академиком. Жил — как любил, любил — как творил, и раны любви считал целебными, очищающими.

После кончины Игоря Ворошилова на родине появились публикации и исследования его творчества (первые, в 1989 году — в Украине), совместные выставки со всемирно известными художниками Анатолием Зверевым и Владимиром Яковлевым. Началось признание.

Существуют различные взгляды искусствоведов и деятелей искусства на творчество Игоря Ворошилова: «один из самых выдающихся шестидесятников», «представитель, возможно, единственный, романтического авангарда», «художник ХХI века». Но все сходятся в одном: его живопись — явление уникальное и неповторимо самобытное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать