Герои без панцирей
В Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества состоялась премьера «Спартака»
Балет на музыку Арама Хачатуряна поставлен Виктором Литвиновым. Этой премьере предшествовал спектакль, поставленный в 2000 г. в Словенской Национальной опере г. Марибор. Оригинальность постановки заключается в ломании стереотипа восприятия главных героев Спартака и Красса. Балетмейстер, выступивший и как либреттист, пытался сделать спектакль менее социальным, деполитизированным. Главные герои, образно говоря, сняли панцири, навязанные им переменчивым ходом истории, оказавшись живыми людьми со свойственными им чувствами и страстями.
Спартак представлен в балете не только как монументальный вождь восстания рабов, но как лирический, романтический герой, которого война разлучает с возлюбленной. В отличие от классического либретто Николая Волкова, написанного еще в 30-е годы минувшего столетия, т. е. в самый пик социально-политических катаклизмов, борьбы пролетариата за мировое лидерство, на основе которого было создано большинство замечательных постановок своего времени — таких, как Л. Якобсона в Ленинградском театре им. Кирова, И. Моисеева, а позже Ю. Григоровича в Москве в Большом, В. Вронского, а затем А. Шекеры в Киевской опере. Виктор Литвинов изобразил Фригию не женой Спартака, а его юношеской любовью, тем самым освободив простор для творческой фантазии в дальнейшем развитии сюжета. Отказавшись от общепринятой трактовки образа Красса как негативного персонажа, В. Литвинов представляет его как храброго воина, харизматическую личность, красивого мужчину, способного внушить самые глубокие чувства женщине и искренне увлечься самому. Таким образом, в литвиновской версии появляется вторая любовная история Фригии и Красса, причем если Спартак для Фригии — нежная первая влюбленность, то ко второму герою она испытывает настоящее зрелое чувство, тем более сильное, что оно разделенное. В кульминационной сцене первого поединка соперников Фригия закрывает собой возлюбленного, в грудь которого уже нацелен смертоносный меч Спартака. Переведя конфликт непримиримых врагов в личное соперничество, хореограф делает спектакль более камерным, тем самым решая проблему слишком маленькой для монументальной постановки сцены театра. Мастерски владея приемами как классической хореографии, так и модерна, Виктор Литвинов умело сплетает разные элементы пластики и танца для достижения максимального эффекта.
Настрой на камерность создается с первой же сцены — спектакль начинается с адажио Спартака и Фригии. Войне еще предстоит разлучить их, а пока это ничем не замутненная нежность юных влюбленных, свободно предающихся своим чувствам. Преобладающая легкость движений героев, трепетность прикосновений, не отягощенная чувственностью, создает настроение чистоты. Художник по костюмам Лео Кулаш (Словения) использовал для этой сцены розовый — цвет туники Фригии, которым подчеркнул создаваемое настроение. К удачам можно отнести подбор цветов костюмов для каждой последующей сцены в зависимости от хода сюжета, ведь это великолепно иллюстрирует его, хотя далеко не всегда сценическое освещение позволяло в полной мере оценить игру красок, но это, как говорится, беда, а не вина театра, объективно не обладающего достаточными техническими средствами.
Художник-постановщик Людмила Нагорная внесла свою лепту в настроение спектакля: выполненная ею декорация в первой картине рисует безмятежную долину и высокое небо, создавая иллюзию глубины и простора. Со сменой места действия, переносящего зрителя в Рим, где властвуют завоеватели, декорация лишь приподнимается, открывая нижнюю часть полотна, изображающую лежащий на горизонте город. Минимум объемных деталей, выполняющих роль то камней, то стены, то ложа, то трона, чтобы не загромождать сцену, освобождая простор для исполнителей.
Чтобы поставить динамичные массовые сцены, соответствующие музыке композитора, Виктору Литвинову пришлось математически точно рассчитать каждую сцену. Зрители будут восхищены четкостью построений и наполненных смыслом передвижений, а также высокопрофессиональной драматургией хореографии. В «Спартаке» заметна кропотливая работа балетмейстера и репетиторов по достижению единого ансамбля.
Сольные партии выписаны контрастно и узнаваемо, в эмоциональном и драматическом развитии: от безмятежности и невинности до трагизма и чувственности у Спартака и Фригии, от холодности и циничности до трепетности и нежности у Красса. Спартака на премьере выразительно и технически танцевал Сергей Бондур, который привнес в предложенную драматургию образа присущую ему эмоциональную убедительность опытного и раскрепощенного исполнителя. Хидео Сугано во втором составе, кроме высокой техники, предложил свое обаяние юности, постепенно развивая характер героя, делая партию более динамичной средствами хореографии при дозированном драматическом актерстве. Красса в обоих спектаклях танцевал Константин Виновой, обладающий прекрасными внешними и техническими балетными данными. Ему удался образ хладнокровного военачальника, мужественного воина, принимающего как должное почести толпы. Пожалуй, танцовщику недоставало чувственности и эмоций в сценах оргий, а любовные переживания получились несколько декоративными, но его безупречные прыжки и пируэты завораживают зрителей своей холодноватой красотой.
Две совершенно разные по характеру и опытности балерины — Ирина Гордийчук и Акари Кавасаки — каждая по-своему воплотили драматургически усложненный образ Фригии, переживающей, как сама природа, четыре стадии: первая влюбленность — весна, жаркая неистовая любовь — лето, пора принятия решений, выбора — осень и время утрат — зима. Здесь вновь хочется вернуться к игре красок, тонко подчеркивающей подобную градацию: розовое цветение, кроваво-красная зрелость чувств, бледно-голубая усталость осеннего неба и черно-белая гамма зимы-смерти. Разница между исполнительницами — как между картинами, написанными маслом и акварелью. Там, где сочными мазками наносила узор на полотно сцены первая, вторая не менее искусно полупрозрачно скользила по поверхности рисунка. Примечательно, однако, что пары (Бондур — Гордийчук, Сугано — Кавасаки) были подобраны для обоих составов с учетом соответствия опыта и манеры исполнения, а потому выглядели гармонично. Балерины особенно хороши в остродраматическом финале, придуманном В. Литвиновым, где в поединке погибают оба героя, и Фригия, разыскивая Красса, находит мертвыми и свое девичье увлечение, и свою зрелую любовью... Ей не к кому обратиться в своем горе...
Эгине в либретто В. Литвинова отведена несколько менее значительная роль, нежели у Н. Волкова . Это циничная и безжалостная гетера, находящая удовольствие в оргиях и кровавых зрелищах, в игре на низменных чувствах людей, в провокациях и грубой чувственности. Ее армия — куртизанки, ее оружие — разврат. Здесь пришлась кстати, наряду с классической манерой, склонность обеих исполнительниц — Ольги Бондур и Инны Чорной — к характерности танца. Хореографический рисунок балетмейстера для этой роли требует раскованной пластики, как, впрочем, и для массовых женских сцен, где сама разнузданная музыка с глумливыми медными и скабрезной сурдинкой взывает к полной раскрепощенности.
Кто, безусловно, справился со своей задачей, так это оркестр под руководством главного дирижера театра Алексея Баклана. Прозрачные адажио и воинственные марши, чувственные танцы гадитанских дев и полные драматизма па-де-де, разнузданные оргии и глубоко печальный реквием в сопровождении женского хора были великолепным фоном, а оркестр — прямым участником зрелища под названием настоящий балет. Вторым спектаклем столь же динамично и профессионально дирижировал Анатолий Бойченко.
В этом театре все настоящее — хорошие постановки, высокие профессионалы художественно-постановочной работы, артисты, музыканты, старающиеся оправдать свое призвание на радость зрителям, большую часть которых составляет подрастающее поколение. Не совсем настоящий только сам театр и, пожалуй, заработная плата его обитателей — почти энтузиастов. В будущем году Киевский муниципальный театр оперы и балета готовится отметить свое 25-летие. Хотелось бы, чтобы в юбилейном году зритель пришел если не в более подходящее для такого очага культуры помещение, то хотя бы в обновленное и отремонтированное. Здание бывшего клуба «Пищевик», являющееся архитектурным памятником 30-х годов минувшего столетия, требует основательного ремонта. Главная же проблема — это крохотная сцена, которую все же есть возможность хоть немного расширить. Городу давно пора обратить внимание на насущные проблемы находящегося в его ведении театра, который, преодолевая все трудности, выпускает полноценную культурную продукцию в сфере оперно-балетного искусства. Какой замечательный подарок получили самые маленькие киевляне и гости столицы — новый кукольный театр! Муниципальная опера тоже стоит того, чтобы соответствовать лицу красивейшего в мире города.
Выпуск газеты №:
№92, (2006)Section
Культура