Героиня с тысячью лиц
Тильда Суинтон отмечает 60-летний юбилейТермин «звезда» кажется наименее подходящим Тильде СУИНТОН, но мировой кинематограф без нее невозможно представить. Аристократка и коммунистка, очень пластичная психологически и моментально узнаваемая, равным образом убедительная в комиксе и в радикальном авангарде - такое сочетание противоположностей под силу только ей.
Актриса родилась 5 ноября 1960 года в Лондоне в семье сэра Джона Суинтона и леди Джудит Бэлфур Киллен. По отцу Тильда происходит из древнего шотландского рода: первые упоминания о Суинтонах относятся к 886 году. Девочка делала успехи и в основных предметах, и в школьных соревнованиях по бегу, но очень скоро ее страстью стали театр и школьный хор.
Чуть повзрослев, она отправилась добровольцем в Африку и пробыла там два года, работая в школах, а также вступила в Коммунистическую партию Великобритании. И все же сцена взяла свое: в 23 года Суинтон присоединилась к труппе знаменитого Королевского Шекспировского театра в Стратфорде, где играла бок о бок с Гэри ОЛДМЕНОМ, Кеннетом БРАНОЙ, Дэниэлом ДЭЙ-ЛЬЮИСОМ, Джуди ДЕНЧ. Правда, ей давали второстепенные роли. Настоящая самореализация ждала ее на экране.
В 1986 году она дебютировала в кино, снявшись в паре с Удо Кира у Кристофа ШЛИНГЕНЗИФА в картине «Эгомания: остров без надежды». Но главное событие того же года для Тильды - премьера «Караваджо» - биографической фантазии о великом итальянском живописце Караваджо. Режиссером ленты был британец Дерек ДЖАРМЕН - открытый гомосексуал и радикальный экспериментатор. Суинтон фактически стала музой Джармена, появившись в девяти его проектах. Именно роль у Джармена в исторической драме «Эдуард II» принесла Тильде первый серьезный приз - кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля как лучшей актрисе в 1991 году.
Сыграв в следующем году у Салли ПОТТЕР в «Орландо», Суинтон обрела обожание как критиков, так и массовой аудитории, а после появления в приключенческом триллере Дэнни БОЙЛА «Пляж» (2000) на актрису обратили внимание в Голливуде. Именно в Америке состоялась еще одна судьбоносная встреча - на этот раз с Джимом ДЖАРМУШЕМ. Блестяще выступив в его «Сломанных цветах» (2005), Суинтон стала неотъемлемой частью кастинга в почти каждом его новом проекте. Не менее охотно привлекают ее братья КОЭНЫ; Суинтон также - наставница доктора Стрэнджа во Вселенной блокбастеров «Марвел».
Сейчас в ее наградном списке - «Оскар», BAFTA, «Донателло», призы Берлина, Венеции и десятков других фестивалей, но главное - она по-прежнему остается героиней с тысячью лиц, способной превратиться в вампира, робота, убийцу, мужчину, королеву, Деву Марию - настоящим трикстером наших дней.
Рассказываем о наиболее значимых ролях Суинтон на экране.
«Эдуард II» (1991)
Трагедию Кристофера Марло, посвященную королю Эдуарду Второму, отстраненному от власти и убитому в ХIV веке, Джармен превратил во вдохновленный манифест в защиту прав ЛГБТ. Король, взойдя на престол, приближает к себе своего любовника Пьера Гавестона. Их взаимоотношения вызывают категорическое неприятие церкви и политической элиты. В конце концов королева Изабелла (Суинтон) вступает в сговор с Роджером Мортимером, и, отстранив Эдуарда от власти, бросает его в темницу, где бывшего правителя ждет мучительная смерть.
Работу Суинтон иначе как виртуозной не назовешь. Она и брошенная жена, и изящная соблазнительница, и коварная интриганка, и рассудительный политик, и комическая домохозяйка с косметической маской на лице; в финале, потерпев поражение, она сидит в клетке, как большая поломанная кукла. Джармен дал ей максимальное пространство для игры, сняв фильм в условно-современных декорациях в духе политического театра Брехта, и свой арсенал театральных приемов актриса использовала в полной мере. Кроме Кубка Вольпи за лучшую женскую роль, картина также получила призы ФИПРЕССИ и «Тедди» Берлинского фестиваля.
«Орландо» (1992)
Драматургической основой для своего второго полного метра британская кинематографистка Салли Поттер взяла знаменитый роман Вирджинии Вулф. История Орландо начинается в эпоху королевы Елизаветы Первой, которая делает миловидного шестнадцатилетнего юношу своим фаворитом. На смертном одре она дарит ему значительное имение с условием не стареть. И Орландо выполняет обет: проходят века - в целом 350 лет - а его красота остается неподвластной времени.
Фильм разделен на семь частей - «Смерть», «Любовь», «Поэзия», «Политика», «Общество», «Секс» и «Рождение». Первую половину сюжета Орландо проживает мужчиной, а потом в одно странное утро обнаруживает, что превратился в женщину.
В целом у Поттер получилась довольно беззаботная костюмированная арабеска, и если в ней нашлось место хотя бы толике смыслов, заложенных Вирджинией Вульф, то благодарить за это следует Суинтон. Она органична и в женском, и в мужском виде, в любви и в противостоянии мизогинной среде, в материнской заботе и в выживании. В рецензии, написанной для The New York Times, Винсент Кэнби подчеркнул: «Это замечательное и остроумное зрелище проникает в ум, глаза заслепляются, даже не поддавшись анестезии». Хотя и обошлось без призов, Суинтон завоевала двойственным образом Орландо любовь миллионов.
«Майкл Клейтон» (2007)
В юридическом триллере Тони Гилроя «Майкл Клейтон» Джордж Клуни играет роль адвоката, который специализируется на рискованных и деликатных делах.
Внезапно вокруг начинают происходить непонятные вещи: близкий друг Майкла погибает при таинственных обстоятельствах; на самого Клейтона кто-то покушается. Все это - ради сокрытия последствий пагубной политики продуктовой компании U/North, которая в свое время ставила эксперименты на небольших фермах, что привело к тяжелым болезням и даже смертям крестьян.
Тильда Суинтон играет главную юристку U/North Карен Краудер, которая и стоит за кровавым хаосом: ради процветания компании она готова на любые жертвы. В карьере актрисы это один из немногих резко отрицательных персонажей. Тем более поражает, насколько богатая актерская палитра здесь использована. Страх, нечистая совесть, колебания перед тем, как отдать смертельный приказ, беспощадность, которая проявляется далеко не сразу - перед нами любопытное воспроизведение средствами актерской игры процесса превращения респектабельной бизнес-леди в убийцу. Потрясенная Киноакадемия наградила Суинтон «Оскаром» за лучшую роль второго плана, а британцы присудили BAFTA в той же категории.
«Что-то не так с Кевином» (2011)
Шотландская режиссерша Линн РЭМСИ известна непредсказуемыми, полными насилия сюжетами, которые в той или иной степени касаются семьи. Роман Лайонел Шрайвер «Что-то не так с Кевином» она экранизировала, соединив семейную драму и триллер.
Ева Хачадурян (Тильда Суинтон), когда-то успешная писательница, пытается наладить свою жизнь после массового убийства, совершенного ее 15-летним сыном Кевином (Эзра МИЛЛЕР). Окруженная ненавистью жителей города, она пытается вспомнить, что упустила как мать. Ее воспоминания показываются с помощью флешбэков, составляющих основной сюжет фильма.
Через противостояние Евы и Кевина Линн Рэмси проводит важные для нее темы мужского и женского, феминизма, ответственности за детей, иррациональности насилия. Героиня Суинтон здесь воплощение страждущего материнства, именно ее работа делает дуэль любви/ненависти с жестоким подростком настолько увлекательной и страшной.
Фильму устроили 10-минутную овацию в Каннах, а Тильда Суинтон была отмечена номинациями на «Золотой глобус» и BAFTA.
«Выживут только любовники» (2013)
«Выживут только любовники» - образец игры Джима Джармуша с жанровым кино. Главные герои - супруги вампиры-интеллектуалы Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон). Хотя их любви уже тысяча лет, вся история укладывается в несколько ночей их совместной жизни.
Вампиры в Джармуша - существа высшего порядка даже в своих пороках. Кровь для героев, пусть даже донорская из больницы, - не просто еда, а что-то наподобие очень мощного наркотика. Ева-Суинтон, с роскошной гривой белых волос, совершенным телом и очаровательной женственностью, Адам-Хиддлстон с острым, немного безумным взглядом и повадками проклятого поэта кажутся действительно потусторонними существами.
Однако Джармуш не просто играет с жанром: он еще и подвергает миф о вампирах - изящных отщепенцах - достаточно ироничной деконструкции, посмеиваясь и над зрителями, и над героями. Особенно остроумным является финал - когда Ева Суинтон перед тем, как вставить клыки в свежую шею, просит прощения на французском настолько волшебным голосом, что невольно завидуешь ее жертве.
Section
Культура