Главный выбор «Кинотавра» — черная комедия

12-дневный марафон «Кинотавра» завершил свой 17-й круг, оставив послевкусие букета поисков нового языка и новых тем в кино. Фестиваль разрастается количественно и уже не помещается в своей «колыбели» — «Жемчужине». Для размещения официально зарегистрированных 2970 человек, среди которых 300 участников, 1200 гостей, 279 журналистов, 300 кинотуристов и т.д., было задействовано еще три гостиницы. Сочи преображается год от года и, стремясь попасть в олимпийскую «десятку» 2012 года, строит грандиозные планы сооружения стадионов, гостиниц, концертных залов и мультиплексов. «Кинотавр» в этом давно заинтересован, ведь небольшой зал Зимнего театра уже не может вмесить всех желающих посмотреть церемонии открытия и закрытия. Да и на «топовых» просмотрах перемещали постоянных участников фестиваля по «цветовому принципу аккредитации» с их привычных мест, «придерживая» последние для «важных гостей». Вообще, все, что касалось концептуальных моментов фестиваля, того, к чему имел непосредственное отношение топ-менеджмент «Кинотавра» — формирование программ и тем круглых столов, новая «одежда» фестиваля, каталог, ежедневная газета — могут быть оценены по высшему балу. Среднее же звено команды часто «пробуксовывало», что мешало четкой работе — например, пресс-боксы, обладателем индивидуального ключа к которому был каждый журналист, в основном, пустовали, зато программу фестиваля добывали «в боях». Но это — болезни роста, ведь обновленному «Кинотавру» всего два года.
Церемонии открытия и закрытия фестиваля, являясь по сути своей протокольными мероприятиями, в этот раз были откровенно направлены на слом стереотипов. Их постановщик Алексей Агранович признается, что придумывать такие действа «с каждым годом становится все труднее, чтобы качественно развлечь людей, находящихся в непосредственной близости от моря и уже накрытых столов, необходимо быть лаконичным и оригинальным». Оформление шоу органично представило новый облик фестиваля. Само действо было стильно сдержанным и красивым. В немалой степени это зависело от ведущих — на открытии царил Федор Бондарчук, на закрытии его соведущей была Мария Шукшина. Украсили шоу, соответственно, темпераментный духовой оркестр из Румынии, заводивший публику в стиле Кустурицы, и пропетый с мягким юмором А. Кортневым речитатив на кинотематику.
КОРОТКИЙ МЕТР И ДЛИННЫЙ РУБЛЬ
Но стержень любого фестиваля — его конкурсные программы. На «Кинотавре» их две — основной конкурс и «короткий метр», которые судят два разных жюри. В программу «короткого метра», по словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, были отобраны 32 картины из 130: 8 анимационных фильмов, 7 документальных и 17 игровых. На эту программу «подтягиваются» продюсеры, «чтобы найти режиссера, способного внятно и грамотно рассказать историю». Мое впечатление от увиденного — в основном, студенческие опыты и экзерсисы, довольно однообразные попытки самовыразиться исключительно ради этого самого самовыражения. Андрей Халпахчи, генеральный директор МКФ «Молодость», член жюри «Кинотавр — короткий метр», считает программу слабой не из-за того, что отборщики плохо сформировали ее, он видит в этом определенный кризис жанра.
— Это — обычные студенческие работы. Исчезла традиция короткого метра, на который никто не дает денег. Соответственно, молодежь не проходит очень полезную стадию развития, упражняясь в мастерстве на «малых» формах, а торопится попасть в «большое» кино, на которое сегодня сделана большая ставка, где есть деньги. Думаю, это проблема, которую стоит сделать темой обсуждения на круглом столе фестиваля будущего года.
Цифры, которыми апеллирует сегодня российский кинематограф, вызывают здоровую зависть и неподдельный ужас за судьбу украинского национального кино. Они официально были заявлены на заседании Клуба европейских продюсеров и многочисленных круглых столах, посвященных путям его развития. В них принимали участие Александр Роднянский и Игорь Толстунов, Даниил Дандурей и Сергей Сельянов, Рубен Дишдишян и Сергей Члиянц. В прошлом году было снято 87 картин, в этом планируется более сотни, а на будущий год их будет порядка 200. По словам Игоря Толстунова, рост индустрии, который выражается в цифрах кассовых кинотеатральных сборов, характеризуется ежегодным 30-процентным увеличением. Финансовое участие государства — порядка 60%, выливается в красивую цифру 58 млн. у.е. И вот, на основании этих данных поговорим о конкурсной программе, которая представила довольно широкий спектр сегодняшнего российского кино, снимаемого не только мэтрами, но и дебютантами.
«ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»
Лидером среди последних стала первая режиссерская проба известной сценаристки Дуни Смирновой («Дневник его жены», «Прогулка» и др.) «Связь». Эта грустная love story очень откровенно повествует о том, как неподъемен груз прожитых лет. На одной чаше весов — любовь, счастье, ниспосланное свыше, которого никто уже не ждал, на другой — тяжкий груз ответственности за близких и перед ними. И в том, и в другом случае — невозможность разрыва, принятия однозначного решения. И бесконечная, убивающая двойственность. Фильм не однородный, потому что, при кажущейся жесткости автора сценария и режиссера, он заканчивается прямой ассоциацией — банально неприкрытой дверью. И немного провисает начало, очень спокойное, бытовое, лишенное той умопомрачительной страсти, которая естественно перерастает в нравственные и чувственные страдания. Фильм «Связь» — работа очень цельная и эмоционально заразительная. Музыка Бориса Гребенщикова. Блестящая операторская работа Сергея Мачильского, который откровенно любуется очень органичной Анной Михалковой. Неожиданно виртуозно работающий полутонами Михаил Пореченков и очень тактичный, ставший популярным у российских кинематографистов наш Дмитрий Шевченко. Авдотья Смирнова удовлетворена собственным высказыванием в фильме, подчеркивая, что основная его мысль проста и незатейлива: «Людей очень жалко, и взрослым человеком быть очень тяжело».
— С этой точки зрения, — сказала она на пресс-конференции, — мне кажется, я все сказала правильно. Но по сравнению с тем, как это могло бы быть, как это сделал бы художник более одаренный, я не могу быть удовлетворена.
Притчу о человеке, предавшем когда-то свою любовь, обреченном в связи с этим на вечное одиночество, рассказал в присущей ему поэтической манере Валерий Рубинчик в фильме «Нанкинский пейзаж». Сюжет, фабула — не главное для режиссера, его больше занимает возможность передать настроение, атмосферу. Вообще, мелодрамы занимали серьезный сегмент конкурсной программы. Видимо, создателям кино, как и зрителям, хочется уйти от потоков крови, жестокости, техноизысков ближе к себе и своим проблемам.
Тигран Кеосаян представил на суд жюри лирическую комедию «Заяц над бездной» с Богданом Ступкой в роли генсека.
Криминальной мелодрамой «Вольный перевод» с невнятным сюжетом и хорошими артистами (Елена Сафонова, Нина Русланова, Сергей Гармаш, Александр Балуев) дебютировала Елена Хазанова, постоянно живущая в Швейцарии, но снимающая кино для соотечественников-россиян. В основу картины положена история из личного переводческого опыта Е. Хазановой, которой довелось поработать «толмачом» у подсудимого в его переговорах с адвокатом. В планах — работы для России и для Европы. По ее словам, в следующем проекте будет сниматься Фанни Ардан.
О непростых женских судьбах довольно рублено и неказисто поведала в своем фильме прошлогодний призер «Дебюта Кинотавра» Екатерина Гроховская. Эту работу, на мой взгляд, не спасает участие нашей бывшей соотечественницы Галины Йовович-Логиновой, сдержанно обаятельной Екатерины Редниковой, растиражированных сериалами Елены Яковлевой и Сергея Чонишвили.
«Эйфория» — еще одна история беспощадной любви, рассказанная Иваном Вырыпаевым, дебютантом в режиссуре, но не в кино (он — автор многих киносценариев, включая «Бумер-2», пьес, книг). Фильм очень красиво и с выдумкой снят оператором Алексеем Найденовым, природа в нем выступает на передний план, конкурируя с исполнителями главных ролей.
К жанру мелодрамы, не освоенному им ранее, обратился и поклонник ВДВ и национальной идеи, проводимой представителями этих войск, Алексей Балабанов. Адаптированная им и автором сценария Валерием Мнацакановым на нашу почву знаменитая ремарковская история трех товарищей и убедительна, и трогательна, и безысходна. И актерские работы на высоте — безупречный Никита Михалков, искренняя Рената Литвинова, острохарактерная Инга Оболдина, мощными темпами набирающий мастерство Дмитрий Дюжев. Фильм смотрится на одном дыхании... Меня смутило одно — не смог Балабанов не спеть оду ВДВ и в любовной истории: и праздновать-де они умеют по-взрослому, и дружить по-настоящему, есть правильно и красиво научат, и одеваться, и любить. Слава ребятам в камуфляже.
«ОСТРОВОК СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ»
Новая, после большого перерыва, режиссерская работа знаменитого КВНщика Юлия Гусмана «Парк советского периода» скорее удручила, нежели обрадовала. Этот «островок советской жизни», которым якобы припугивает нас автор, наполнен сомнительными ассоциациями и такого же толка шутками, отдающими дурным вкусом. Сочувствуешь любимым артистам, вставленным в псевдолубок, и не понимаешь агрессивно отстаивающего свою работу режиссера.
Кинодрама «Перегон» Александра Рогожкина сделана крепко, профессионально, с хорошими актерскими работами (Алексей Серебряков, Анастасия Немоляева, Даниил Страхов), но так наполнена своими и чужими цитатами, что ей вряд ли уготовано место в ряду рогожинских режиссерских удач.
После «Ночей Кабирии» и «Интердевочки» уж если и обращаться к такому социальному явлению, как проституция, то лишь для того, чтоб попытаться защитить права трудящихся на этом нелегком фронте. Рассказывать же печальные истории прихода в профессию, как это сделал Юрий Мороз в фильме «Точка», пожалуй, не стоило. Хотя зрителю, может, и заблагоухает амброй собственная жизнь.
Борис Хлебников, известный своей звездной работой, сделанной им в содружестве с Алексеем Попогребским, «Коктебель», вышел на «Кинотавре» в «Свободное плавание». Это пронзительная история о невозможности без серьезного слома адаптироваться молодому человеку ко взрослой жизни с ее неписаными, негуманными законами.
«Гадкие лебеди» — название романа из той жизни, когда вся страна не только зачитывалась, но и постоянно цитировала братьев Стругацких. Константин Лопушанский совместно с Вячеславом Рыбаковым написали сценарий по мотивам этого романа. И получился мистический триллер. Очень авторская философская кинопритча, размышляющая своеобразным языком о том, какое будущее мы сами себе творим.
МИР, В КОТОРОМ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
Война — слом, боль и невозможность жить дальше, как все, как жил до этого ада, в котором, правда, есть место настоящим, без подделки и притворства, человеческим чувствам. Лента Александра Велединского «Живой» — об этом. И здесь, как и в «Острове» Павла Лунгина, и в «Страннике» Сергея Карандашова, тяжелейшие нравственные поиски, дорога на ощупь к прощению, но авторский прием в «Живом» срабатывает безукоризненно. Для того чтобы его понять, нужно обязательно посмотреть это кино.
Рассказывать о безусловном лидере конкурсной программы фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» — дело неблагодарное. Во-первых, хоть Кирилл и почти новичок в кино, на ТВ и в театре давно уже признанный и востребованный режиссер. Во-вторых, авторы сценария — братья Пресняковы, драматургия которых очень популярна далеко за пределами родной страны и является для молодого поколения театралов культовой. Актерские работы в картине захватывают и завораживают своей детальной точностью. Столбенеешь от холодной ненависти Юрия Чурсина, нарочитой приземленности Анны Михалковой, бытовой взрывоопасности Виталия Хаева, неожиданной причудливости Лии Ахеджаковой. Отдельные критики упрекали К. Серебреникова за нарочитую театральность в кино, но ведь у Л. Триера в «Догвиле» она всех восхищала. Ведь именно эта нарочитая плоскость пространства создает мир, в котором жить нельзя.
Рассказав о двух конкурсных программах, которые, думаю, в большинстве своем будут представлены в рамках МКФ «Молодость» в Киеве, где традиционно в кинотеатре «Жовтень» идет программа российского кино «Кинотавр представляет...», за кадром остались десять внеконкурсных программ «Кинотавра». Каждая из них заслуживает отдельного разговора, не говоря уж об отдельном показе. Об этом, может быть, стоит подумать устроителям. Ведь, со слов Ситоры Алиевой, показанная несколько лет тому назад, ретроспектива «Мюзикл под красным знаменем» в этом году под несколько измененным названием пройдет на Венецианском фестивале.
«Кинотавр» не забыл удивить публику и своими культурными программами. На Театральной площади играли Юрий Башмет и Игорь Бутман, пели Александр Розенбаум, Валерий Меладзе и Uma2rman. На закрытых вечеринках выступление А. Макаревича сливалось с креольским танго, публика не отпускала великолепную Нино Катамадзе, попирая ногами усыпанные розовыми лепестками мраморные ступени отеля-бутика «Родина», внимала бодрым голосам Верника и Судзиловской.
«Кинотавр-2006» завершил свой 12-дневный марафон. Опустела Театральная площадь. Снят экран с Зимнего театра. Закончили свою мало продуктивную работу «Киноринги», обещая критикам трибуну на будущем фестивале. Ностальгически будет вспоминать «Кинопробы» молодая поросль «Кинотавра». Организаторы, не без основания, смотрят в будущее фестиваля с надеждой.
Спасибо, «Кинотавр»! До свидания, «Кинотавр»! Вот если б только не дорога туда и обратно, проведенная в унизительном безразличии «Укрзализницы», беспрерывно повышающей тарифы на проезд, но ни на йоту не напрягающейся по поводу удобств, чистоты и сервиса.
Выпуск газеты №:
№99, (2006)Section
Культура