«Глобусом» обмеряли кинематографическую землю
Размышления, навеянные юбилейной церемонией![](/sites/default/files/main/articles/12012018/24globus2.jpg)
В Сан-Франциско, в гостинице «Беверли-Хилтон», состоялась юбилейная, 75-я, церемония вручения премии «Золотой глобус». Эта награда, как известно, является призом Голливудской ассоциации иностранной прессы (год рождения — 1944) за работу в кинофильмах и телевизионных картинах. Около 90 журналистов, живущих в Голливуде, участвуют в голосовании. Итоги последнего нередко выглядят как предсказание состава будущих «оскароносцев».
КАРТИНЫ НА ГРАНИ КИНО И РЕАЛЬНОСТИ
До начала самой церемонии по красной дорожке прошли, как водится, звезды. Женская их часть была преимущественно одета в черные платья — в знак протеста против сексуальных домогательств со стороны мужчин. И смех и грех. Через десять или пятнадцать лет знаменитые женщины вдруг вспоминают, что кто-то и когда-то пытался приставать к ним. Эта кампания очевидно запоздалых обличений уже всем поднадоела, поэтому женщины решили воспользоваться оказией, чтобы придать ей новое дыхание. Некоторые наши медиа тоже начали обсасывать вот эти события, вместо говорить о кино как таковом.
Кстати, в прошлую среду газета Lе Моnd напечатала открытое письмо знаменитых французских женщин, которые характеризуют ту же кампанию как «охоту на ведьм», как возрождение дешевого пуританства и ограничение сексуальной свободы. Среди подписантов — актриса Катрин Денев, писательница Катрин Роб-Грийе и другие.
Почетный «Золотой глобус» получила американская телеведущая ОпраУинфри (самое известное ее творение «Шоу Опры Уинфри» продержалось в эфире 15 лет), продюсер и общественный деятель. Заработала не только большой авторитет в шоу-бизнесе, но и достаточно большие деньги. Первая чернокожая женщина-миллиардер в истории. Миллиарды заработать в этом секторе медиа — что-то подобное нам пока может только сниться. Вот украсть миллиард (не в шоу-бизнесе, конечно) — это на нашей территории получается намного лучше и артистичнее.
Нынешним рекордсменом по числу наград стала действительно очень сильная картина Мартина Макдонаха «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури». Английский режиссер и драматург (в том числе и театральный) имел и до того немало успехов, самый известный его фильм «Залечь на дно в Брюгге» был сделан десять лет назад. «Три биллборда...» получили четыре «глобуса» — за лучший драматический фильм, лучшую женскую роль (Френсис Макдорманд), мужскую роль второго плана (Сэм Рокуэлл) и лучший сценарий (сам Мартин Макдонах).
Провинциальная жизнь Америки предстает здесь в виде одного из своих киносимволов, актрисы Френсис Макдорманд, которую знают практически все по роли в знаменитом «Фарго» братьев Коэнов. Напомню, там она была в роли полицианта, лишенного романтично-пафосных комплексов, абсолютно нетрадиционного. А вызов бросался злу традиционному — на этом стыке и выстроен Коэновский шедевр. Я уже хотел написать, что, к сожалению, ничего, что бы напоминало эту мировоззренческую и стилевую конструкцию в украинском кино, нет, как вспомнил документальную ленту «Украинские шерифы» Романа Бондарчука, прошлогоднего нашего выдвиженца на «Оскар» — отблеск Коэнов там наверняка присутствует.
В новой картине Макдорманд уже в роли потерпевшей Милдред, чью дочь не только изнасиловали, но и убили. Расследование же преступления проходит на удивление вяло, поэтому матушке приходится начать собственные действия. Здесь как раз традиционный мотив — одиночка решает исправить систему, вмонтировавшись и устроившись в саму ее глубь. Однако это приводит к нетрадиционным последствиям: система раскрывается перед нами со всеми ее язвами, некая стереоскопическая голограмма. К тому же история блестяще сыграна актерами, а драматургия на удивление плотная и компактная, иглу не просунешь. Высший пилотаж!
«НАМ БЫ, НАМ БЫ ВСЕМ НА ДНО!»
Лучшим актером признали Гарри Олдмена за роль Уинстона Черчилля в фильме «Темные времена». Картина «Леди Бьорд» была признана лучшей в категории «Лучший фильм — комедия или мюзикл». Среди телевизионных сериалов наибольшее признание получил сериал «Большая маленькая ложь», довольно саркастическое и проницательное отображение американского общества.
ЛУЧШИМ АКТЕРОМ ПРИЗНАЛИ ГАРРИ ОЛДМЕНА ЗА РОЛЬ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В ФИЛЬМЕ «ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА»
Ну, а «Глобус» за лучшую режиссуру достался Гильермо дель Торо за фильм «Форма воды», победителю прошлогоднего Венецианского фестиваля. Знаменитый мексиканец, который давно уже стал составляющей Голливудской легенды, в своей последней ленте рассказал щемящую историю любви обычной уборщицы Элайзы (английская актриса Салли Хокинс) и некоего Человека-амфибии. С драматическим и очень красивым финалом...
Фильм на удивление изобретателен. В сказочную, с элементами мелодраматичности, фабулу вплетаются философские мотивы, свойственные 1960-м. Так как действие ленты происходит в 1962 году в американской провинции, в секретной лаборатории, где и находится в плену именно тот мужчина «амфибского» происхождения и такого же психофизического строения. Более того, его приказано уничтожить... И тогда вот сия неуклюжая маленькая женщина, еще и немая от какой-то болячки, бросает вызов сильным мира сего. Еще один мотив 60-х — гимн «маленькому человеку» и его затаенным возможностям.
Тот, кто помнит славные 1960-е, конечно же, вспоминает то безудержное стремление к познанию других миров, в том числе и тех, которые существуют рядом с миром человеческим. Достаточно вспомнить фильмы киевлянина Феликса Соболева: «Думают ли животные?», «Язык животных» и так далее.
И еще одно, контекстуальное. Именно в 1962-м на советские экраны вышла картина «Человек-амфибия» по одноименному роману Александра Беляева. Его фабула, его сюжетика — в основной своей линии — напоминает фильм дель Торо: любовь земной девушки и человека-амфибии. Популярность ленты, ее героев, ее актеров, ее песен («Нам бы, нам бы всем на дно!») были просто безумными. Прошло ровно 55 лет, опять свидание со знакомыми — не буквально так, конечно — героями, с далекими 1960-ми. И с теми романтическими представлениями об отношениях разных сегментов универсума.
КВАДРАТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Наиболее интригующим выглядело соревнование за награду в номинации за лучший фильм на иностранном языке. Среди номинантов был и известный российский фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — на удивление выразительная картина российского общества, распадающегося от вируса нелюбви и безразличия. Среди конкурентов солиднее всего выглядел Каннский триумфатор «Квадрат» Рубена Эстлунда, трагикомические картинки шведского бытования (хотя, как по мне, фильм имеет определенные драматургические изъяны, исчерпывая свои ресурсы задолго до финала).
Прессу больше всего интересовал другой номинант — фильм «Сначала они убили моего отца» знаменитой актрисы Анджелины Джоли, которая здесь является (уже не впервые в своей биографии) постановщиком ленты. Это экранизация автобиографичной книги Лун Ун, которая повествует о временах правления Красных Кхмеров в Камбодже. Говорят, это лучшая лента Джоли-режиссера. И в самом деле, работа вполне достойная — времена мрака и ужаса глазами героини, девочки. Драматическая сага, где все соизмеримо, хотя, возможно, не хватило чуточку новизны.
В итоге победителем стал фильм «Ниоткуда» известного немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина. К сожалению, картину я не видел, так что не могу сказать что-то предметное относительно победного вердикта. История о том, как молодая героиня, чья семья погибает во время теракта, становится на путь мести...
Что ж, в фаворе, как видим, произведения социального направления, фильмы, чьи авторы ставили задачу продиагностировать реалии современной жизни. Будем надеяться, что и лечение когда-то придет, а то состояние здоровья земной цивилизации нынче вызывает все больше обеспокоенности.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2018)Section
Культура