Перейти к основному содержанию

Голос общества

В Херсоне состоялась премьера «Стокгольмского синдрома», поставленного в жанре verbatim (документального театра)
09 апреля, 17:30
В СПЕКТАКЛЕ «ТОВАРИЩ ГОРХ ФОК» (РЕЖИССЕР — М. АФАНАСЬЕВ, ТЕКСТ — Н. ГОМАНЮК) «СУХОЙ» ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОЧЕТАЕТСЯ С БАЛЕТОМ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НИКОЛАЕМ ГОМАНЮКОМ

В Херсоне обретает все большую популярность театр новой драмы. В его основе — острая социальная проблематика, «живые» герои с настоящими жизненными историями и неприукрашенными реалиями настоящего. Часть пьес, созданных в этом направлении, опираются на тексты из интервью с простыми людьми, поэтому театр становится документальным.

С недавних пор в Херсоне действует общественная дискуссионная платформа «Голос громады», которая работает на основе театрального жанра вербатим (от латинского verbatim — дословно). Спектакли создаются на основе реальных монологов, диалогов, записей и наблюдений за обычными людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Задача режиссеров и актеров — максимально сохранить оригинальность, естественность таких записей в пьесе и правдиво их передать зрителю. Одна из особенностей «Голоса громады» — в создании пьес принимают участие также зрители, мнение которых выслушивается во время обсуждения постановки на репетиции.

Главными вдохновителями «Голоса громады» в Херсоне выступили: драматург и научный сотрудник, глава Херсонского областного отделения Социологической ассоциации Украины Николай Гоманюк, режиссер, арт-директор Центра молодежных инициатив «Тотем» Максим Афанасьев, писатель, участник драматургического семинара лондонского театра Royal Court Евгений Марковский.

На днях состоялась премьера первой части серии документальных спектаклей под общим названием «Стокгольмский синдром». Зрителям представили пять спектаклей: «Американская улыбка», «Скворечник», «Геймер», «Цихлазома» и «Ге. Херсон». Все они посвящены жизни обычных городских жителей, на которых у «высокого» искусства часто не остается времени. Следующие семь работ планируется представить через несколько недель.

О жизни херсонского документального театра и его целях наша беседа с Николаем ГОМАНЮКОМ:

— Мы хотим, чтобы театр имел не развлекательный характер, а был местом, куда зритель приходит для поисков себя. Чтобы сцена и зрительный зал становились дискуссионной площадкой, на которой обсуждались бы острейшие социальные проблемы общества, а выводы, сделанные во время таких публичных мозговых штурмов, имели практический отклик в обществе. Чтобы общество было обществом!

В Херсоне уже есть определенный опыт такой работы. Силами херсонских общественных организаций (Центра Мейерхольда, ЦМИ «Тотем», Херсонского отделения Социологической ассоциации Украины) уже создавались документальные спектакли, после которых долго не стихали дискуссии. Одна из последних работ — театральное расследование «Товарищ Горх Фок» — о судьбе учебного парусного судна «Товарищ», которое Украина так бездарно потеряла в начале 2000-х. Но нам тогда не хватало определенных профессиональных навыков, ведь документальный театр — это не только творчество, это очень специфическая драматургия и режиссура, за которой стоят социологические и психологические методики сбора информации. Поэтому мы хотели провести театральный семинар, на который бы могли пригласить признанных мастеров документального театра — руководителей московского «Театра.doc» (первооткрыватель российского документального театра) Михаила Угарова и Елену Гремину. Нам удалось сделать это с помощью гранта Посольства США в Украине в рамках проекта «Голос громады». После семинара было написано несколько документальных пьес, с которыми уже работают режиссеры. Для сбора информации проводились интервью с херсонцами, проходили фокусные группы, на которых обсуждали проблемы города, проводились наблюдения. Нам помогали украинские драматурги и режиссеры из других городов, которые тоже были среди слушателей семинара: Татьяна Киценко, Вера Маковий, Дэн Гуменный, Владимир Гориславец и другие.

— Есть ли заинтересованность в таком искусстве херсонцев?

— И да, и нет. Да, потому что большинство людей, у которых мы брали интервью и которые были героями спектаклей, стали нашими зрителями, хотя до этого они театром вообще не интересовались! У нас зритель разный. Когда мы ставили пьесы на основе интервью с очевидцами Второй мировой войны, было много пожилых людей, которые начали ходить и на другие спектакли. Например, на пьесу о паруснике пришли моряки, ведь их в Херсоне очень много. Были даже те, что в свое время еще ходили на «Товарище», а также много молодежи, студентов (с нами сотрудничает факультет культуры и искусств Херсонского госуниверситета). Большинство наших зрителей — люди младше сорока лет, так сказать, средний класс.

Нет, потому что у нас проблемы с площадками. Мы чаще показываем наши работы в других городах, даже за рубежом, но не в Херсоне. Херсонские театры — музыкально-драматический им. Мыколы Кулиша и Театр кукол — на свои сцены нас не пускают. Мы предлагали поставить спектакль «Товарищ Горх Фок» в Музыкально-драматическом театре (более актуальную тему уже невозможно и придумать — утраченный символ города), но пьесу откинули. Говорят — ищите спонсоров. В Театре кукол сказали, что этот театр для детей, и что после прошлогоднего фестиваля «Лютий/Февраль», который проводил Центр Мейерхольда, у попугайчиков в клетке был стресс от того, что их на час завесили черной тканью, чтобы они не кричали (спектакль киевлянина Аркадия Непатилюка ставили в холле). Руководителей театров понять можно — наши спектакли не коммерческие, вход на них бесплатный, потому платить аренду по существующим расценкам мы не можем...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать