Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Город женщин

Заметки с международного творческого фестиваля в Любляне
11 ноября, 00:00

Но оказывается, первой о «городе женщин» написала еще в 1405 году госпожа Кристина Пизанская в трактате «Le Livre de la Cite des Dames» — одном из первых священных текстов современного феминизма. Как и большинство подобных произведений, книга Кристины Пизанской предназначена, скорее для поклонения, нежели для чтения. Построенная в форме диалога между автором и тремя аллегорическими фигурами (Ум, Добросердечность и Справедливость), книга последовательно опровергает «мужские шовинистические» взгляды на женщин как на низшие существа, лишенные интеллекта, рвения, целеустремленности и других якобы сугубо «мужских» качеств. Для опровержения этих «свинско-сексистских» взглядов Кристина Пизанская приводит десятки примеров из истории, когда именно женщины оказывались намного более яркими личностями чем мужчины.

Но как бы там ни было, во всяком случае название ее трактата пережило века, отозвавшись неожиданным образом не только в шедевре Феллини, но и в названии причудливого фестиваля, учрежденного три года назад в Словении группой энтузиасток из Общества содействия женщинам в культуре.

Цель фестиваля, как ее видят организаторы, — показать, что выдающиеся достижения женщин в культуре не являются случайностью, что женское искусство может быть не просто «иным», но и «лучшим». Радикальнее всего эту позицию сформулировала одна из участниц фестиваля — британский композитор и исполнитель, музыколог-медиевист, коллекционер и исследователь самых экзотических инструментов из наиболее отдаленных уголков мира Стиви Висгарт: «Воспитанные мужчинами на мужских учебниках о мужском мире, что мы знаем о мире женщин, об их роли в истории, кроме рожания детей и прислуживания мужчинам?»

В конечном счете, эта позиция является не такой уж и радикальной, принимая во внимание, что мужчины везде, даже в наиболее развитых странах, остаются действительно господствующим меньшинством и что даже достижение формального юридического равенства не обеспечивает женщинам равенства реального, ибо же в каждом обществе существует могущественная инерция традиционного мужского доминирования и традиционной общественной маргинализации женщин. Эта инерция проявляется во множестве стереотипов, привычек и обычаев, бытовых норм, кривотолков, дискриминации при трудоустройстве, целеустремленной учебе и профессиональной карьере, в распространенных анекдотах, в стандартных оскорблениях «женщин» (и, соответственно, «мужчин») в рекламе, кино, на телевидении. В конце концов, инерционным, «мужецентричным» есть сам наш язык, где не только Бог — мужского рода, но и само понятие Человек (украинский язык в этом отношении является загадочным исключением — возможно, реликтом матриархата; но, ни в коем случае не стоит видеть в этом признак нашей меньшей «мужской шовинистичности»: количество женщин в украинском правительстве или парламенте и вообще на руководящих должностях является ярким тому доказательством).

Печальный социальный баланс этого многовекового мужского доминирования отражен в сухих статистических данных опубликованных недавно экспертами ООН. Женщины, оказывается, выполняют две трети всех работ в мире, получая за это только десять процентов мировой оплаты и, что наиболее поражает, владея только одним (!) процентом мирового богатства.

Поэтому становится понятной попытка активисток феминистического движения изменить это унизительное для женщин (а как по мне, то и для мужчин) статус-кво, преодолеть или хотя бы пошатнуть стереотипы мужского шовинистического мышления, распространенного не только среди большинства мужчин, но и среди многих женщин, которые по-рабски усвоили мужские нормы и стереотипы и смирились с собственным унизительным положением. Понятными в этом контексте есть и попытки организаторов международного фестиваля дать голос женщинам, которые «сопротивляются господствующему (мужскому) культурному дискурсу и пытаются сотворить собственный творческий словарь, собственный язык».

Однако, перефразируя лозунг одного популярного львовского еженедельника, «последствия творческих импрез далеко не всегда совпадают с намерениями их организаторов». Люблянский фестиваль современных искусств обнажил две серьезные проблемы, присущие многим подобным феминистическим мероприятиям. С одной стороны, это — угроза новой, спекулятивно-феминистской конъюнктуры, а с другой — «женского шовинизма» (и то нередко — с достаточно ощутимым лесбийским душком), которым наиболее рьяные феминистки пытаются преодолеть своего вечного врага — шовинизм мужской.

Но, к счастью, в нынешней импрезе не превалировали феминистические «агитки». И сугубо творческие свершения убеждали публику сильнее чем пропагандистские амбиции. В частности, несколько фестивальных концертов были посвящены 900-летию со дня рождения первой из известных нам женщин-композиторов Гильдегарде фон Бинген (1098—1179), известной также как автор богословских трудов, научных трактатов о лечебных свойствах трав, деревьев, животных и камней, а также подробных описаний пережитых ею экстатических видений. Рожденная в аристократической семье, она стала монахиней, а затем аббатисой, непререкаемым авторитетом в церковных делах, с которой переписывались тогдашние епископы и вельможи, и даже сам Папа Римский.

Гильдегарду нередко называют «святой», хотя официально она имеет статус «блаженной». Злые языки говорят, что до канонизации дело так и не дойдет, ибо некоторые тексты блаженной Гильдегарды показывают ее подозрительную осведомленность в половой жизни, в частности, кое-кто даже считает ее чуть ли не первым автором, описавшим женский оргазм в таком вот по-средневековому закрученном пассаже: «Когда женщина любит, чувство страсти в ее голове, которое приносит чувственное удовольствие, привлекает семя мужское. И когда падает семя в должное место, эта сильная страсть спускается с головы, привлекает семя к себе и задерживает его. При том женское естество сжимается так, будто стиснула его какая-то могущественная ладонь».

Но как бы там ни было, а Гильдегарда уже давно канонизирована феминистками как действительно одна из наиболее ярких интеллектуальных фигур средневековой Европы. Ее крупное музыкальное произведение под торжественным названием «Symphonia armonie celestium revelatiounum» исполнил в церкви св. Флориана девичий квартет «Sinfonye» под руководством Стиви Висгарт и Оксфордский девичий хор. И по ее же мотивам подготовили интересный перфоманс две милые барышни из Нью-Йорка — Зина Паркинс (электрическая арфа) и Жанин Гигинс (видеокомпозиция).

Хотя сознаюсь, большое впечатление в музыкальной части программы на меня, непосвященного, произвели юные барабанщицы — двадцать залихватских девчонок из Шотландии, которые объединились в экзотическую группу «Ши-бум», чтобы испытать перепонки своих почитателей и просто невинных прохожих африко-бразильскими самбами, африканскими, латиноамериканскими, кельтскими и всякими другими ритмами. В конечном счете, можете себе представить, на что способны двадцать девчонок с двадцатью барабанами самых различных форм и размеров (я и не подозревал, что в природе существует такое разнообразие этих инструментов!) — группа «The Pet Shop Boys» как-то пригласила их подыграть немного для своего альбома «Bilingual», там можете их и услышать, хотя их игра — райское пение по сравнению с тем, что они вытворяли на люблянских улицах.

А в последний день им заблагорассудилось пригласить на workshop или, как у нас говорят, «мастер-класс» всех местных энтузиасток этого вида спорта, то есть искусства. К счастью барабанов никому не выдавали — следовало приходить со своими. Но кто бы мог подумать, что в двухмиллионной стране найдется столько барабанов?!..

И вот когда после такого развлечения все эти ведьмы, твари, фурии, упырицы высыпали со своей утварью на улицы безобидного города, — это и был настоящий конец феминистического фестиваля, его, так сказать, апофеоз или, как говорят шотландцы, climax, — понимая под этим словом, черт бы их взял, совсем не то, что мы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать