«Gras» по-немецки — «трава»
Гюнтер Грасс стал лауреатом Нобелевской премии за «Показ забытого лица Истории в бодро-черных тонах»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991012/4188-7-1_0.jpg)
Два года назад Грассу исполнилось 70, но известным он стал много раньше. Считают, что Нобеля он заслужил сразу после выхода в свет своего первого романа — «Жестяной барабан» (1959). Ко дню рождения в Геттингине вышло полное собрание сочинений Грасса, объем которого довольно значителен: 16 томов, 23 CD (длительностью 27 часов 58 минут и 21 секунд),
Итак, наконец Грасс получил Нобелевскую премию (7,9 миллиона крон или 1,8 миллиона марок). Традиционно вручение Нобелевских премий происходит 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля (1833 — 1896).
Многие этого ожидали, а другие считали это невозможным. В последний раз немецкий писатель получал эту награду 27 лет назад, в октябре 1972. Им стал тогда Генрих Белль. С тем, что премия Грассом заслужена, согласился даже известный немецкий критик Марсель Райх-Раницкий, который был самым бескомпромиссным критиком Грасса. При этом негативно оценил последние произведения писателя. «Грасс заслужил премию за все творчество», — признал Раницкий. Сам же Грасс в момент, когда узнал о своем награждении, сказал, что ощущает «радость и гордость», но несмотря на это не собирается отказываться от назначенного на 15.00 визита к зубному врачу. «Это поможет преодолеть волнение».
Итак, «Жестяному барабану» уже 40 лет, но роман века — «Будденброки» Томаса Манна — также довольно долго ждал, чтобы Шведская Академия отметила его автора. Манну тогда было 71. Грассу сейчас 72. Его смело можно назвать наиболее известным из современных немецких авторов послевоенного поколения. Сравниться с ним могут разве что Криста Вольф, Мартин Вальцер (прошлогодний лауреат Нобелевской премии Мира) или Уве Янсон.
Гюнтер Грасс родился в 1927 году в Гданске в семье кашубских немцев. После службы в армии и американского плена в 1944—46 годы он работал горняком и параллельно учился в Академии искусств в Дюссельдорфе и Берлине. Биографические, но в свойственной Грассу манере гиперболизированные приметы этого периода встречаем у героя «Жестяного барабана» Оскара Мацерата, который работает оформителем надгробий на кладбище, параллельно учась в Академии искусств и подрабатывая натурщиком. В период с 1956 по 1959 год он зарабатывал на жизнь как скульптор, график и писатель сначала в Париже, потом в Берлине. В 1955 году впервые выступил с чтением своих произведений на собрании литературной группировки «Группа 47», которая объединила в себе всех наиболее перспективных в то время молодых немецких авторов и играла роль определенного «арбитра» в оценке произведений начинающего. От успеха или неуспеха такого чтения зависело временами довольно многое в будущем литератора. В течение последующих лет Грасс часто выступал на заседаниях этой группы и дебютировал там с наиболее известными своими произведениями: прозаическими, лирическими и драматическими.
В 1959 году своим аллегорическим, пикарескным и рефлексирующим на наиболее болезненные темы послевоенного поколения романом «Жестяной барабан» Грасс мгновенно достиг мировой известности. Фолькер Шлендорф снял по этому произведению не менее известный фильм. Вместе со следующими произведениями «Кошка и мышка» и «Собачьи годы» этот роман образовал знаменитую гданскую трилогию.
В 60-е годы писатель, как и многие «левые интеллектуалы» этого поколения, активно занимался политикой и участвовал в предвыборной кампании на стороне социал-демократов и Вилли Брандта. Его роман «Под местным наркозом» рассматривает вопрос ответственности интеллектуала перед обществом. Эта же тема остра и в следующем его произведении «Из дневника улитки». Общественные темы стали основными в позднем творчестве Грасса, его роман «Крысиха» (экранизированный в позапрошлом году) даже можно назвать социально-утопическим. Многие критики, а в первую очередь уже названный выше Марсель Райх-Раницкий, считают, что эти романы намного слабее в литературном плане, чем «Жестяной барабан». Но особенно острые дебаты критиков вызвало предпоследнее произведение Грасса «Широкое поле». Исторический роман о Германии, написанный в стиле немецкого классика ХIХ в. Теодора Фонтане. У многих вызвало неприятие ироничное отношение автора к таким серьезным темам, как падение берлинской стены и крах коммунистической системы. Глобальной исторической тематикой отличается и последнее произведение Грасса «Мой век», где день за днем Грасс излагает свое личное видение истории ХХ века.
Как график Грасс известен в первую очередь оформлением своих книг. В период с 1983 до 1986 он был президентом Берлинской академии искусств, участвовал активно в работе союза немецких писателей и ПЕН-клубе.
Грасс был награжден многочисленными премиями, среди которых премия «Группы 47» в 1958 году, премия Георга Бюхнера в 1965, премия Теодора Фонтане в 1968, Premio Internazionale Mondello в 1977, медаль Александера- Маяковского в Гданске в 1979, награда имени Антонио Фельтринелли в 1982 и Большой Знак отличия Баварской академии. Он имеет титулы почетного доктора Гарварда, университетов в Познани и Гданске. Гюнтер Грасс второй раз женат, у него 8 детей.
И последнее. В 1997 году был сделан первый перевод произведений Грасса на русский язык. Собрание его произведений в четырех томах вышло в харьковском издательстве «Фолио». Теперь и мы с вами можем ознакомиться с «Жестяным барабаном», «Кошкой и мышкой», «Собачьими годами» и другими произведениями.
Выпуск газеты №:
№188, (1999)Section
Культура