«Гуру» для молодых скрипачей
Блестящее возвращение на Родину Андрея Белова![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120525/488-22-1_0.jpg)
Этот скрипач, уроженец Хмельницкого, принадлежит к плеяде выдающихся украинских артистов молодого поколения, сделавших блестящую мировую карьеру. На прошлой неделе в Киеве состоялось сразу два знаковых события с участием Андрея Белова, который давно живет в Германии. Он выступил в филармонии на Международном фестивале камерной музыки SoNoRo. Затем участвовал в премьере триптих-балета «Перекресток» в Национальной опере — солировал в Шестом скрипичном концерте Мирослава Скорика в хореографическом спектакле «Киев модерн-балета» в постановке Раду Поклитару.
Надо сказать, что камерная музыка высочайшего уровня и танцевальные проекты — только небольшая часть профессиональной деятельности Белова. Проживая в Ганновере, он востребован как солист в разных странах, является первой скрипкой знаменитого Квартета Шимановского, увлекается джазом, преподает, координирует работу фондов, поддерживающих молодых музыкантов, и даже пробует свои силы в композиции. В октябре Андрей Белов планирует в качестве арт-директора провести в Киеве SoNoRo Festival. Свое участие в фестивале уже подтвердили: знаменитый кинодокументалист Бруно Монсенжон (состоится ретроспективный показ его фильмов), Квартет Шимановского, ансамбль Raro и скрипач Валерий Соколов. Андрей рассказал «Дню» о сотрудничестве с SoNoRo Festival и его основателями — ансамбле Raro, мастер-классах, творческом сотрудничестве с композитором Мирославом Скориком и своих профессиональных и жизненных приоритетах.
«НАША СИСТЕМА ПРОДУЦИРУЕТ СКОРЕЕ ХОРОШИХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ, НЕЖЕЛИ ГЛУБОКИХ МУЗЫКАНТОВ»
— С ансамблем Raro, который основал фестиваль SoNoRo шесть лет назад, мы познакомились в мае прошлого года на фестивале Chiemgauer Musikfruehling, что проходит в небольшом немецком городке Траунштайн, — начал нашу беседу Андрей БЕЛОВ. — Один из моих друзей, скрипач Эрик Шуман (проживающий в Германии, он наполовину японец и наполовину румын), вместе с которым мы участвовали во многих конкурсах, не смог приехать и предложил мне его заменить. Дольше всех в Raro играют альтист Разван Поповичи (Румыния-Германия) и пианистка Диана Кетлер (Латвия-Великобритания), которые для больших составов приглашают к себе разных партнеров. Например, вскоре у нас запланирован совместный проект с Квартетом Шимановского. В прошлом году я был приглашен на SoNoRo как солист. Фестиваль приглашает высочайшего уровня исполнителей, таких как виолончелист Адриан Брендель, у которого нет собственного ансамбля, но он играет много камерной музыки по всему миру с разными артистами. У меня самого похожая ситуация: играю сольные программы с оркестрами, в дуэтах и в самых разных камерных составах.
— По какому принципу организован SoNoRo Festival?
— Сначала фестиваль проходил в Бухаресте, теперь есть проекты в разных странах — например, в Ареццо (Италия). Арт-директор всех этих «филиалов» — Разван Поповичи, но арт-директором киевского SoNoRo Festival буду я. У меня достаточно большой круг друзей-музыкантов, которые с удовольствием приедут в Украину за очень скромные гонорары. Эту возможность надо использовать. Основой фестиваля будут мобильные камерные ансамбли, составленные из приглашенных солистов.
— Расскажите о мастер-классах, которые вы провели в рамках киевской презентации SoNoRo Festival.
— Мастер-классы — одна составляющих фестиваля SoNoRo, часть его идеи. Мы — молодые, но уже состоявшиеся музыканты, играющие по всему миру — отбираем для участия в них тех музыкантов, которых считаем интересными и которым хотим помочь. Это нечто большее, чем обычные уроки. На протяжении пяти дней мы играли вместе с начинающими артистами — и они росли прямо на глазах. Отобрали четверых молодых талантов из Украины и еще четверых — из Румынии.
Надо сказать, что во всем мире подобного рода мастер-классов очень мало. Есть Malboro Festival в США, когда-то основанный Рудольфом Серкиным и Исааком Стерном. Они выезжали на каникулы вместе с самыми лучшими студентами и просто играли вместе. Достаточно известная школа в Аспене, где преподают Ицхак Перлман, Дороти Дилей и др. Туда едут в основном воспитанники Джульярдской школы, которым по условиям нужно находиться на мастер-классах целых шесть недель. К сожалению, сейчас студенты настолько загружены в течение года, что на каникулах хотят просто отдохнуть. Не слышал, чтобы в Украине кто-то до нас проводил подобные мастер-классы. У нас чаще всего происходит так: приходит студент, и учитель говорит ему: «Все плохо!», а в лучшем случае советует, как заниматься. Да, в Украине есть целая плеяда потрясающих педагогов. Но, мне кажется, что наша система продуцирует скорее хороших инструменталистов, нежели глубоких музыкантов.
— Вы выступаете в роли «гуру» для молодых музыкантов, которые имеют возможность подтянуться до вашего исполнительского уровня. А сами вы часто играете с более сильными «игроками»?
— Безусловно! У многих музыкантов, которым сейчас за 50, гораздо богаче музыкальный опыт. Когда во Львове на фестивале «Квартет Шимановского и друзья» мы исполняли с Владимиром Крайневым Квинтет Шостаковича — это было невероятно! Даже самый известный тридцатилетний пианист не мог бы сравниться с Крайневым — в силу «калибра» этого артиста. У настоящих музыкантов техника постепенно уходит на второй план. В прошлом году на фестивале Валеры Соколова в Харькове у нас, Квартета Шимановского, была возможность исполнить Квинтет Шуберта с виолончелистом Гарри Хоффманом. Это было нечто необычное, какая-то «химия»... Сейчас мне интересно наблюдать за студентами. Многие из них исполняют все правильно, красивым звуком, но когда кто-то из нас начинает говорить об образности, воодушевляет эту игру, то что-то меняется, рождается чудо!
СКРИПКА НА... «ПЕРЕКРЕСТКЕ»
— В последние годы многие ваши проекты связаны с музыкой Мирослава Скорика. Расскажите о последней работе — балете-триптихе «Перекресток».
— Сразу скажу, что это не первый мой хореографический проект. Два года назад я в составе Квартета Шимановского участвовал в подобном проекте, организованном известной компанией «Балет Биаррица», где артисты танцевали под квартет «Смерть и девушка» Шуберта в живом исполнении. В этом году меня пригласили сопровождать спектакль на музыку Скрипичного концерта американского минималиста Филипа Гласса, «Болеро» Равеля и «Острова мертвых» Рахманинова. Три части ставили три разных хореографа.
Я предлагал Мирославу Михайловичу сделать нечто подобное в Киеве, ведь его Шестой скрипичный концерт, написанный для меня, имеет танцевальный характер. Когда Скорик сообщил о «Перекрестке», то я обрадовался. Нынче в Европе даже самые известные балетные труппы часто танцуют под фонограмму, и «Киев модерн-балет» Раду Поклитару не исключение. Живое, свободное музыкальное сопровождение, даже малейшие изменения темпа, как правило, пугают танцовщиков. ...Знаете, знаменитая «Мелодия» Скорика вдохновляла меня с детства. Я играл ее на конкурсах, получал стипендии, а когда в 2006 году начал играть в Квартете Шимановского, «Мелодия» вернулась в мой репертуар.
—Вы планируете продолжать во Львове фестиваль «Квартет Шимановского и друзья»?
— Безусловно! В прошлом году, когда Польша председательствовала в ЕС, ансамбль получил значительную финансовую поддержку от Польского института для пропаганды польской культуры за рубежом. Нам помогли с организацией турне по странам Азии, а в Токио о нас сняли фильм. Затем был концерт в Лондоне, где мы исполнили Фортепианный квинтет Юлиуша Зарембского и Квартет Владислава Зеленского и записали эту программу на компакт-диск (фирма Hyperion), который выйдет в сентябре и будет представлен на фестивале во Львове.
«Я ОСОЗНАЛ, ЧТО, БЫВАЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ, СКУЧАЮ ПО УКРАИНЕ»
— Андрей, вы достаточно давно уехали на Запад и некоторое время вообще не появлялись в Украине. С чем связано ваше возвращение — с изменением отношения к Родине, внутренней потребностью, большей легкостью в организации выступлений, личным высоким статусом в музыкальном мире?
— Вы назвали практически все причины. В годы учебы, когда приходится много и упорно заниматься, участвовать в конкурсах, нет времени размышлять о том, где лучше и правильнее жить. Все случается как бы само собой... В 11 лет мне посчастливилось выступить в сопровождении любительского оркестра Ганноверского оркестрового объединения. Многие мои коллеги говорят, что познакомились со мной «по телевизору», потому что в детстве я постоянно участвовал в правительственных концертах, считался вундеркиндом, выступал со многими украинскими оркестрами. С 11 до 14—15 лет у меня был период быстрого развития, а потом наступил другой, когда идет переработка, осмысление опыта.
Знаете, в определенный момент я осознал, что, бывая в странах Европы, Азии и Америки, скучаю по Украине. Поворотной точкой, наверное, стало посвящение мне в 2009 году Мирославом Михайловичем Скориком Шестого скрипичного концерта. Киевская и львовская премьеры, сам факт, что выдающийся украинский композитор посвятил мне крупное произведение, сыграли большую роль... Но еще в 2005 году я мечтал организовать в Киеве фестиваль, который бы собирал лучших европейских музыкантов.
— В таком случае, почему вы воспользовались брендом фестиваля SoNoRo, а не начали проект «с нуля», не основали собственный бренд?
— Я об этом думал... Конечно, можно было начать с нуля, но для меня самое важное — чтобы фестиваль не стал «одноразовым». И чтобы он проходил именно в Киеве, в украинской столице, где что-то организовать не так и просто. У ансамбля Raro есть опыт подобной работы в Румынии, где экономическая ситуация далека от идеала, и его участники согласились поделиться со мной своим опытом.
По большому счету, название фестиваля не имеет решающего значения. Главное — это качество.
— Сегодня вы довольны своей сольной карьерой?
— Большинство музыкантов мечтает именно о сольной карьере. После конкурса ARD у меня на протяжении сезона было около 40 концертов с лучшими оркестрами мира, в том числе — с Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестром Баварского радио. Конкурс Лонг-Тибо открыл для меня азиатский рынок. После первой поездки в Азию у меня изменилось ощущение Европы и европейской культуры в целом. Должен сказать, что на данный момент рынки Азии и США для Квартета Шимановского самые успешные.
— Учитывая огромное количество выступлений, у вас нет ощущения, что вы работаете на «конвейере»?
— Нет, потому что я работаю одновременно в нескольких направлениях, никогда не замыкался на чем-то одном, интересуюсь и современной музыкой, и джазом. Даже пробовал писать музыку, но пока на это не хватает времени. Сейчас разучиваю Скрипичный концерт Фридриха Гульды, который был и классическим исполнителем, и джазменом. Надеюсь, удастся записать диск с его произведениями.
— Андрей, что вы больше всего цените в жизни и в людях?
— В людях все больше и больше ценю человечность, гуманность. Бывая в Украине, я все чаще замечаю в людях те качества, которые очень трудно описать словами, особенно иностранцу. Например, мой педагог по специальности из киевской десятилетки Михаил Кузнецов взял меня к себе домой после двух недель знакомства. Планировалось, что я поживу у него на каникулах, пока мы готовимся к конкурсу, но я остался на пять лет. На Западе такое вряд ли возможно... Часто задумываюсь о том, как бы сложилась моя жизнь, останься я в Украине. Ведь то, чего сегодня здесь нет, может очень скоро появиться. Я знаю многих людей, которые счастливы в Украине. Другие, наоборот, мечтают жить на Западе, иметь больше денег. Но ведь это все относительно! В небольших городках Швейцарии все миллионеры, но я не думаю, что они намного счастливее людей, которые в наших селах имеют прекрасные огороды, огромные сады, которые каждое утро имеют возможность наслаждаться природой. Никто и никогда не говорил мне, что для счастья нужно что-то иметь. С детства меня учили, что счастье — это заниматься любимым делом, и заниматься им как можно лучше.
СПРАВКА « Дня»
Андрей Белов родился в 1981 году в Хмельницком, а уже в 1986-м взял в руки скрипку. В 1993 г. стал учиться в Киевской специальной музшколе им. Лысенко, но главной «школой» скрипач-виртуоз называет международные конкурсы, в которых Белов побеждал с завидной регулярностью. С 15 лет юный музыкант обучался у Кшиштофа Вегрзиня в Ганноверском университете музыки и драмы, затем поступил в Парижскую консерваторию, а в 2005-м — основал организацию Musik Braucht Freunde для оказания финансовой поддержки студентам университета в Ганновере и стал лидером известного Струнного квартета им. Кароля Шимановского. К этому времени конкурсные победы перестали быть самоцелью, а помогали знакомиться с выдающимися музыкантами современности — Гидоном Кремером, Владимиром Крайневым, Юрием Башметом и другими, с кем ему посчастливилось играть. Ныне Андрей Белов живет в Германии, выступает в разных странах мира. Ему посвящают свои опусы известные композиторы, в частности, Концерт №6 Мирослав Скорик написал специально для скрипача.
Выпуск газеты №:
№88, (2012)Section
Культура