Перейти к основному содержанию

«Имею дело с вечным материалом, который в огне не горит и в воде не тонет...»

Один из любимых образов-символов художника-декоратора Петра Печорного птица Феникс — как олицетворение возрождения Украины
27 марта, 10:42

Впервые мое общение с художником проходило еще в середине 1980-х в его мастерской, тесно заставленной произведениями из керамики, живописными полотнами, огромными папками с графическими рисунками, что дало возможность написать о немало созданных уже в то время художественных произведениях. Тогда широкая читательская общественность узнала о творчестве неординарного художника, который и пытался синтезировать традиционное и современное виденье художественного образа, исповедовал народность в широком значении этого слова.

Работая с 1973 по 1979 гг. в Обществе охраны памятников истории и культуры УССР, Петр Печорный разработал сувениры из майолики и фаянса, среди которых были блюда, баклаги, графинчики, кружки, кринки, кварты, трубки и штофы казацкой тематики. Эти керамические изделия вызвали настоящий фурор в среде украинской диаспоры за океаном. А реакция тогдашней власти была прямо противоположной. Кроме бесед, проведенных с художником, кто-то в мастерской уничтожил все его произведения и формы для их изготовления! Только вмешательство председателя Общества охраны памятников истории и культуры, академика Петра Тронько оградило Печорного от последующих неприятностей. «Я имею дело с вечным материалом, который в огне не горит и в воде не тонет...» — говорит мастер.

Ныне в наследии художника более тысячи рисунков, выполненных в основном тушью и фломастером в стиле «керамической графики». Эти работы неповторимы как по художественному решению, так и по манере исполнения, что делает их уникальными в современном украинском станковом искусстве. Одним из любимых образов-символов Петра Печорного является птица Феникс — как олицетворение возрождения Украины, которая после многовекового сна постепенно встает с коленей. Характерная керамическая фигурка постоянно присутствует на его рабочем столе, словно вдохновляет художника на создание новых произведений...

Поводом для нашей встречи с Петром Печорным стала его высшая государственная награда за серию керамических блюд по мотивам произведений Тараса Шевченко.

—  Петр Петрович, расскажите, как возник замысел проиллюстрировать произведения из «Кобзаря» в керамике?

—  Вся моя творческая жизнь тесно связана с декоративно-прикладным искусством, которому отдал полвека. Оно всегда базировалось на народных традициях и представлениях о прекрасном и необычном, с чем сталкивается человек — растительным и животным миром, верованиями, фольклором, языком, бытом... Все это присутствует и в бессмертной поэзии Тараса Шевченко, которая будто аккумулировала генетический код украинской нации... Постепенно у меня возникла идея трансформировать шевченковское слово в художественный образ. Много месяцев пошло на создание графических эскизов будущих керамических блюд, в которых по замыслу, кроме сюжетной композиции, должен присутствовать и характерный фрагмент из стихотворения, например: «Плавай, плавай, Лебедонько, по синьому морю», «До зірниці із криниці, виносили збрую — шаблю золотуюю и рушницю-гаківницю» или «Наша дума, наша пісня не вмре, не згине!» и др. В итоге на свет появились тридцать декоративных блюд диаметром более шестидесяти сантиметров, выполненных по сырой керамике с применением ангобной росписи, характерной для Трипольской эпохи.

—  Эти работы отличает мастерство росписи и технология изготовления. У вас есть свой секрет?

— Мне удалось усовершенствовать собственную манеру письма, научиться воспринимать внешний мир в неповторимых образах. Сначала я овладевал знанием в Киевском училище прикладного искусства и Ленинградском высшем художественно- промышленном училище имени Веры Мухиной, потом на Городницком фарфоровом заводе Житомирской области и в Киевском НИИ керамики и стекла, в производственном объединении «Художник» в Киеве и много где еще.

— Вы родом из Северского края. Родились в селе Роище Черниговской области. Интересно, вы исследовали генеалогию вашего рода — рода Печорных?

— Только до второго колена. Мой отец Петр дожил д о 95 лет. А прадед Мина — до 105-ти! То есть род долгожителей. В семье нас было семеро — два брата и четыре сестры. По рассказам отца, предки с Урала, где берет начало река Печора. Отсюда, по-видимому, и фамилия — Печорный. Судьба забросила их в Украину в прошлые века. Мои пращуры кроме земледелия, зарабатывали на жизнь еще и лозоплетением, ткали сито, изготовляли решета и щетки из конского волоса. Когда мне исполнилось одиннадцать лет, мамы не стало и тогда и окончилось мое детство...

— А какое у вас творческое кредо?

— Мое кредо — соединить воедино традиционность и современность в собственном творчестве. Я не воспринимаю тех художников, которые игнорируют или пренебрежительно относятся к нашему прошлому. Тем самым они теряют духовную связь с землей, на которой родились. Вспомним историю искусства, выдающихся художников эпохи Возрождения. Каждый из них прославился гениальными шедеврами только потому, что в их живописных полотнах всегда присутствовал местный колорит, материальная и духовная культура этноса, который дал миру того или иного гения. Когда учился в Ленинграде в художественно- промышленном училище, была возможность посещать Эрмитаж, где часами делал зарисовки художественных произведений народов мира, в частности, Египта, Греции, Китая, Японии, Западной Европы. В изобразительном искусстве этих стран органично сочеталось современное с традиционным. Стоит вспомнить и бойчукистов, которые ориентировались в творчестве на древнее искусство Византии и Киевской Руси. Углубляясь в древнюю иконопись, настенную роспись, мозаику, они пытались не только возродить украинскую живопись, скульптуру и графику, но и осовременить их.

— Кстати, имя Михаила Бойчука носит Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна, в котором вы заведуете кафедрой художественной керамики. На чем акцентируете внимание студентов, когда учите их всяким художественным премудростям?

— Для меня, как преподавателя, важно привить студентам скрупулезный поиск художественного решения будущего произведения из глины. Большинство из них из-за отсутствия опыта игнорируют очень важный подготовительный период, когда создаются графические эскизы гончарных и керамических произведений: кувшинов, ваз, блюд, жбанов, кружек, кварт, баклаг, кафеля и тому подобное. Талантливый керамист олицетворяет в себе одновременно графика, живописца и скульптора. Эту истину очень хорошо усвоил еще в училище декоративно-прикладного искусства при Лавре, где начинал овладевать профессией художника. Да и потом глину, как материал, нужно чувствовать, ведь она, образно говоря, в огне не горит и в воде не тонет...

— Долгое время вы сотрудничаете на общественных началах с Украинским фондом культуры. За какое направление работы отвечаете в этой общественной организации?

— Сотрудничаю с Украинским фондом культуры со дня его основания, то есть четверть века. Вхожу в состав президиума Фонда, являюсь членом Попечительского Совета программы «Новые имена Украины», цель которой — выявлять одаренных детей, способствовать их творческому становлению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать