Перейти к основному содержанию

Импровизации в опере

Несколько штрихов к портрету «украинской Кармен»
05 декабря, 11:47
ПАРТИЯ ЗОЛУШКИ (ОДНОИМЕННАЯ ОПЕРА РОССИНИ) НАПИСАНА ДЛЯ ОЧЕНЬ РЕДКОГО ГОЛОСА — КОЛОРАТУРНОГО МЕЦЦО-СОПРАНО, НО АНЖЕЛИНА ШВАЧКА БЛЕСТЯЩЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТОЙ СПЕЦИФИКОЙ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Солистка Национальной оперы Украины, недавно получившая звание народной артистки Украины, отмечает двадцатилетие творческой деятельности. Анжелина Швачка — одна из немногих певиц, во всем соответствующих такому размытому, но в то же время очень лестному определению — «оперная примадонна». Певица — красивая женщина, высокого роста, темпераментная на сцене, обладательница глубокого и теплого голоса — звучного меццо-сопрано. Своим талантом вокалистка покорила публику не только Украины, но и Европы, Америки, Японии...

В 1993-м, еще и студенткой Киевской консерватории, она впервые вышла на сцену столичной оперы в партии Петровны в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Дирижировал спектаклем маэстро Иван Гамкало. Считается, что партия Петровны, как правило, становится завершением карьеры большинства меццо-сопрано. Но у Анжелы случилось иначе: ее педагог Галина Афанасьевна Туфтина рекомендовала театру свою студентку для дебюта. К тому времени Швачка выучила партию Петровны для Оперной студии консерватории, но ни разу не спела... Кстати, к моменту дебюта в главном театре страны Анжелина еще никогда не выступала на оперных подмостках и даже не пела с оркестром!

Придя на первую спевку, молодая певица оказалась в созвездии народных артистов Украины и СССР — ее партнерами были: Иван Пономаренко (Грязной), Мария Стефюк (Марфа), Александр Востряков (Лыков) и Николай Шопша (Собакин). На тот момент Анжелина Швачка успела закончить подготовительный курс и перейти на первый курс консерватории. В истории оперы столь ранний театральный дебют можно сравнить разве что с судьбой Тамары Синявской, вышедшей на сцену Большого театра примерно в том же возрасте...

А потом был ряд небольших партий в операх мирового репертуара. Среди них — Кэт в «Мадам Баттерфлай» Пуччини, Зибель в предыдущей постановке «Фауста» Гуно, в которой пел Анатолий Кочерга (Мефистофель). Дальше пришла очередь выступить в премьере оперы Анатолия Вахнянина «Купало» (режиссер Сергей Архипчук, дирижер Иван Гамкало). А дальше творческая биография певицы развернулась по тому сценарию, который был ей уготован...

Особенно близок к ее натуре образ Кармен в одноименной опере Ж.Бизе. Анжелина исполняла эту партию не только на обеих киевских сценах — в Национальной опере и Оперной студии Национальной музыкальной академии, но и на сценах почти двадцати стран мира... Особенно памятны ее спектакли в столице Словении — Любляне. Тогда Швачка специально брала уроки танца фламенко у танцовщицы из Барселоны. И, кроме того, овладевала техникой игры на профессиональных кастаньетах, специально купленных ею в Испании. Впрочем, не во всех постановках «Кармен» в сцене обольщения Хозе главная героиня умеет сама играть на кастаньетах и одновременно петь и танцевать. Но Анжела так может! А ведь это очень сложно и требует специальных навыков и особой координации движений. Приходилось петь эту партию в самых разных постановках — модерновых и традиционных. Среди них были и такие, в которых Кармен танцевала у шеста, подобно стриптизерше. А в московском Большом театре Швачка (на пятом месяце беременности) выходила на сцену в мокром полотенце на голове...

Игровое начало в опере, создание живого образа — вот то, что певица особенно ценит. Она никогда не выходит на сцену, чтобы спеть все арии и ансамбли, неподвижно застыв на месте и устремив взгляд на дирижера. Честно говоря, в каждом спектакле Анжелина Швачка склонна отдаваться стихии импровизации. Выразительная актерская игра, быстрые реакции, бурный темперамент — это ее сфера, свойственная далеко не каждому оперному солисту. Но все это — лишь один полюс ее дарования. А каков же другой полюс? Он связан с концертной деятельностью и, в первую очередь, с исполнением сочинений кантатно-ораториального жанра. «Страсти» Баха, оратории барочных композиторов и многое другое — вот сфера репертуарных интересов певицы.

Сейчас Анжелина Швачка вошла в особый для меццо-сопрано период. Обычно композиторы отдают этому голосу партии глубоких, сложных натур — мятущихся, страдающих, влюбленных. Начинающей певице довольно трудно с этим справиться. С появлением опыта творческие горизонты меццо-сопрано расширяются. В «певческом багаже» певицы есть выступления на «Стад де Франс» — огромной площадке (стадионе) в Париже, где Анжела исполняла партию Амнерис в вердиевской «Аиде». Ее партнершей в тех выступлениях была одна из лучших Аид современности — чернокожая сопрано Адина Аарон. По признанию певицы, у нее буквально захватывало дух от того, что ее слушает сразу 95 тысяч зрителей...

В этом году Анжелина Швачка исполнила еще одну «эпохальную» вердиевскую партию — принцессу Эболи в «Дон Карлосе», поставленном на киевской сцене. Эта работа была выстрадана и выждана певицей в течение многих лет. Когда-то ее педагог Галина Туфтина сказала: «Такие партии, как Эболи или Азучена, сугубо драматические, надо петь, когда тебе около сорока лет, не раньше!» Самое время сказать, что есть еще одна партия, которую репетирует Анжелина, — это цыганка Азучена в «Трубадуре» Верди. Эту партию Анжела уже проштудировала и готова к дебюту. Наверное, он состоится на сцене какого-нибудь зарубежного театра. Потому что «Трубадур» исчез из репертуара Национальной оперы...

Конечно, контраст между партиями из опер Дж. Верди и, например, партией Золушки в одноименной опере Россини огромен. Но Швачка регулярно появляется перед зрителем и в образе Золушки. Неожиданно оказалось, что эта партия прекрасно ложится на голос певицы. Россини требует особого звукоизвлечения, его стиль не похож на все то, что приходится петь на сцене Киевской оперы. Партия Золушки написана для очень редкого голоса — колоратурного меццо-сопрано. Но Анжелине блестяще удается справляться и с этой спецификой. Ныне она мечтает спеть и партию Дорабеллы в опере Моцарта «Так поступают все», которая на сегодняшний день, по статистике, является самой репертуарной в мире. Возможно, когда-то это удастся. Тем более что певица утверждает, что она — приверженец классического стиля и в музыке, и в режиссуре.

Напомним, из всех участников Конкурса Елены Образцовой в Санкт-Петербурге Елена Васильевна выбрала одну, которой подарила мастер-класс (он был присужден в качестве приза). Этой счастливицей была киевлянка Анжелина Швачка. В жюри конкурса работала легендарная Мирелла Френи. Видеокассеты с этим мастер-классом потом даже продавались по всему миру, Анжела там пела вторую арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Но... Швачка больше всех любит другую певицу — Ирину Архипову. Когда Анжелина десять раз спела партию Кармен в Королевской опере Осло (еще до открытия вновь построенного театра), один из норвежских критиков сравнил ее именно с Архиповой. В норвежской постановке был бассейн. И во время исполнения знаменитой Хабанеры Анжела неожиданно грохнулась в этот бассейн... Пять или шесть юбок промокли, но певица не растерялась и достойно допела свою арию, приподнимая мокрую одежду. В рецензии один норвежский критик отметил, что отныне «миру явилась новая Архипова с голосом необычайной красоты, красивым и ровным по всему диапазону».

Сегодня Анжелина Швачка признается: «Я обожаю играть и часто спорю с режиссерами. Мне всегда хочется находить новые краски и игровые моменты. Я вижу оперу как драматическое искусство, и во мне превалирует актерское начало!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать