Перейти к основному содержанию

Индустрия свободного дыхания

В Киеве завершился VII Фестиваль современного искусства «ГогольFest»
25 сентября, 10:34
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

У этого фестиваля — своя, достаточно драматическая история. Первые годы он проходил в тогда еще полуотремонтированном «Мистецькому Арсеналі», в 2010 был вынужден переместиться — с не очень хорошими последствиями — на студию имени Довженко, а в позапрошлом году, кажется, обрел постоянную локацию — неработающий Экспериментально-механический завод на улице Инженерной.

Это мировая практика: осваивать заброшенные промышленные зоны под художественные и социальные проекты. Знаменитый пример — художественная галерея «Тейт» в Лондоне, переоборудованная из электростанции. В 2000-е годы тенденция добралась до нас: появились «Мистецький Арсенал» в Киеве, платформа культурных инициатив «Изоляция» на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов в Донецке. Другое дело, что на Западе в таких местах сохраняют индустриальный колорит, а вот инфраструктуру переделывают полностью, чтобы было удобно, уютно, тепло, чтобы не протекали потолки, чтобы в туалеты было не страшно зайти, а концертные залы имели звукоизоляцию и т. п. Здесь досадное отличие: в наших условиях это пока невозможно из-за нехватки средств и правовой неопределенности. Если же деньги есть, то нет желания делать свои «Тейты», а если есть желание, то нет денег, и так по кругу.

Деньги — пусть и недостаточные для надлежащего освоения территории — у основателя и руководителя фестиваля Влада Троицкого все же нашлись. Закрепившись на Инженерной, он наконец получил место, которое можно использовать, не оглядываясь на чиновников.

Поэтому, если на фестивале и не было слишком тепло, то по крайней мере всегда весело. Как и в предыдущие годы, царила вольница жанров, от мастер-классов оригами до театральных спектаклей, однако все самое интересное так или иначе касалось музыки.

Так, например, одно из центральных событий первых дней — киноперформанс «Коло Дзиґи. Хліб», который состоял из премьеры отреставрированной копии фильма «Хліб» (режиссер Николай Шпиковский, 1929 г.) и выступления белорусской группы Port Mone как таперов, — они создали оригинальное сопровождение именно для этого сеанса. У «Хлеба» — драматическая судьба: его на долгие годы положили на полку, но его значение в истории украинского кино трудно переоценить — потому и его показ был весьма важным. Далее, лучшим компонентом спектакля «Капитан Джон Смит», поставленного украино-американским режиссером Вирляной Ткач, кроме видеосопровождения молодого художника Михаила Шраги (Нью-Йорк), стали украинские думы в исполнении американского певца и бандуриста украинского происхождения Юлиана Китастого. А в литературной части большое внимание привлек перформанс «Альберт, или Высшая форма казни», где вместе с Юрием Андруховичем (текст, голос) приняли участие Ульяна Горбачевская (вокал), Марк Токарь (контрабас, вокал), киевский художник-эксцентрик Анатолий Белов (графика) и группа видеосопровождения CUBE.

Начался же «ГогольFest» действом под названием «Ни Бог, ни царь, ни герой» при участии киевских групп ДахаБраха, Dakh Daughters (обе, напомню, возникли на базе возглавляемой Троицким студии «Дах») и белорусов Port Mone. Кроме основной, постоянно действовали еще уличная, где выступали рок-группы, и камерная сцены.

Уже на второй день состоялся один из самых мощных рок-концертов фестиваля. «Карту реки» создавали ДахаБраха и польская группа Karbido (которая, кстати, раньше сделала с Андруховичем поэтически-музыкально-визуальную трилогию «Самогон-Цинамон-Абсент»). Абсолютно разные исполнители, этнографическая ДахаБраха и джаз-роковые Karbido, сплели богатейшее музыкальное полотно из фольклора, рока и электронно-шумовых пассажей.

Но, конечно, настоящий фурор вызвал концерт, где выступили киевские любимицы — фрик-кабаре Dakh Daughters (интервью с ними читайте в «Дне» от 27 августа с. г.) Здесь нечего добавить к услышанному и увиденному. Dakh Daughters наращивают энергию и мастерство с каждым выступлением. Театрализованность их выступлений уместна и остроумна. Плюс — грамотный выбор репертуара (в этот раз представили новую песню на французском), безошибочное чувство юмора, выдержанность сценических образов. Dakh Daughters — безусловное открытие этого сезона.

Массовому жанру не уступала академическая программа. Здесь самым масштабным стал концерт произведений выдающегося российского композитора Эдуарда Артемьева при участии Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (дирижер — Николай Лысенко). В целом, «академии» отдали камерную сцену — «Музыкальный неф». Приятно, что там почти каждый день звучали произведения лучших отечественных композиторов. Так, состоялась премьера нового хорового произведения Виктории Полевой «Ангелогласие» (Богородичные песнопения) в исполнении Национальной заслуженной академической капеллы Украины «Думка» (дирижер — Оксана Никитюк), а инструментальные произведения Виктории сыграл Национальный камерный ансамбль «Киевские солисты» (дирижер Владимир Сиренко, солистка — Мирослава Которович).

Изысканную и достойную высшей похвалы программу подготовил столичный пианист Евгений Громов, составив «Ритуал памяти Александра Нестерова (Медитация 1)» из отборнейшего репертуара: пьес Карлхайнца Штокгаузена (Германия), Леонида Грабовского (Украина-США), Мортона Фельдмана (США), Джона Кейджа (США), Дьордя Куртага (Венгрия-Франция). Авангардную линию продолжили новообразованный ансамбль Duo nostri temporis (Дмитрий Пашинский — кларнет, Игорь Ермак — флейта, Алексей Шмурак — фортепиано) с произведениями Софии Губайдулиной, Оливье Мессиана, Джиачинто Шелси и украино-швейцарский пианист Владимир Лавриненко, который дал концерт произведений Пауля Хиндемита, Джона Кейджа, киевских авторов Святослава Лунева и Алексея Ретинского.

Что касается остальных жанров, то визуальная программа в этом году выглядела скромно, учитывая масштабные вернисажи на предыдущих «ГогольFest»: немного фотографии, немного графики и живописи, скульптуры из пенопласта, расписанной при участии публики, дорогой спортивный автомобиль, с нацарапанной на капоте картиной под названием «Майбутнє відмінили». Самой концептуально интересной изобразительной секцией стал «Веселковий курінь», оборудованный почти под потолком гигантского цеха. Эта экспозиция, посвященная тематике ЛГБТ, феминизма, гендерным проблемам, была укомплектована пусть немного наивными, но искренними работами, которые благодаря необычности пространства получили актуальное звучание.

В целом, пространство, подобное Заводу, для любых субкультур является более чем благодарным. Здесь можно творить что угодно, самовыражаться как заблагорассудится. Полулегальный жанр граффити и промзона подходят друг другу по определению. Стоит просто не мешать молодым людям: свободу они ценят, поэтому вместо привычных и раздражающих каляк-маляк появляются зрелые картины. В этом смысле особенно впечатлило появление двух огромных фресок при входе на завод, нарисованных французских стрит-артистом Roti и украинцем Алексеем Кисловым. У первого получилась почти монохромная, полная изысканных деталей история сотворения мира, второй нарисовал сказочное дерево с райскими птицами. Последние три дня эти муралы служили фантастическими воротами на фестиваль, а в целом на стенах и окнах на Инженерной, 7 теперь располагается без преувеличений роскошная выставка произведений граффити, посмотреть на которую стоит водить экскурсии.

Можно критиковать изъяны организации и неровность репертуара. Но при любых обстоятельствах «ГогольFest» присуще качество, которого лишены художественные фестивали в Киеве: полноценность среды. Людям важно ощущать искусство как образ жизни. Отсюда и неизменный главный результат фестиваля — атмосфера праздника и свободы — более чем ценная вещь в сегодняшней Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать