Перейти к основному содержанию

Инна Прокопчук: Информационное пространство — не наше, поэтому качественные украинские музыканты для меня не конкуренты

Вокалистка «ДримбиДаДзиги» об экспериментах с народным костюмом и музыкой
02 сентября, 18:49
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

По определению музыкального обозревателя Юрка Зеленого, киевская группа «ДримбаДаДзига» играет подлинно украинский рок. То есть музыка «ДДД» — это «взрывной» коктейль, где основой служит качественное современное звучание, «приправленное» нашими старинными мелодиями и ритмами. Еще одной «изюминкой» является руководитель группы Инна Прокопчук, особенно ее голос — узнаваемое редчайшее женское контральто, в народе — женский бас. В начале существования команды (группа основана в 2006 г.) даже произошел курьезный случай. Потенциальные заказчики, слушая демо-записи группы и еще не зная исполнительницу в лицо, спрашивали, дескать, не рассыплется ли она на сцене — сколько этой «старушке» лет... Кстати, Инна также является бэк-вокалисткой «Мандрів».

В «резюме» «ДримбиДаДзиги» участие в известных отечественных и европейских фестивалях: «Країні мрій», «Славське-рок», «Підкамінь», «Потяг до Яремче», «Трипільське коло», «Przystaneck Woodstock» (самое «крутое» в Польше и одно из самых мощных действ в Европе), «Piknik Reggae» (Польша)... Очевидно, 2010 г. особенно запомнится группе — в мае вышла первая полноценная пластинка «Огоооо!!!». А еще трубач Сергей Соловий начал сотрудничать с «Гайдамаками», а «ДДД» — с «ТНМК», а именно с барабанщиком Виталием Корженко (Витольдом).

Недавно Инна ПРОКОПЧУК была гостем «Дня».

— Это было еще в самом начале, — говорит Инна. — Собрались. Я принесла несколько народных песен. (Закончила факультет фольклористики, песенного и инструментального исполнительства Киевского национального университета культуры и искусств. До этого пела в университетских фольклорных ансамблях «Володар» и «Лукині роси»). Приняли за основу одну и начали аранжировать. С ней ничего не вышло — слишком тяжелая была. Вышло со второй, третьей, —надцатой...

Для написания курсовых работ, а потом дипломной, мы ездили за материалом в экспедиции. Наиболее основательно выпало поработать в селах Переяслав-Хмельницкого района Киевской области. Преподаватели советовали не петь бабушкам и даже не признаваться, что умеем это делать: те могут смутиться, дескать, рядом с нами они — любители. Однажды таки согласилась. Женщины, наверное, застеснялись и уже не так охотно шли на сотрудничество. Но такого, чтобы кто-то отказался вообще общаться, не было. Наверное, ощущают, когда к ним и их наследию относятся с уважением. А они не просто тебе поют. Они вспоминают, что с той песней шли под венец, а такую пели своему первенцу... Понимаешь, это — своеобразная исповедь. Чрезвычайно важно — иметь кому передать песни, чтобы они существовали. Иначе говоря, это хорошо — передать внучке (правнучке) вышиванку, но лучше — научить ее вышивать.

— Инна, а какая из героинь тебе больше всего запомнилась?

— Да они все колоритные. Запомнился случай. Попросила двух пожилых женщин запеть. Одна — маленькая и худенькая. Другая — высокая и коренастая. Ну, думаю, маленькая будет петь сопрано, а та высокая — басом. Когда они запели, все оказалось наоборот.

— Скажи: как девушка из добропорядочной семьи военных попала на такой факультет?

— Это был мой выбор. Родители же видели меня юристом. Я всегда хотела заниматься рисованием или музыкой. Перевесила музыка, поскольку на момент определения с будущей профессией давно не практиковала рисование. К тому же, занималась в фольклорном ансамбле при музыкальной школе.

— А откуда родом твои родители?

— Мама — из города Орел (Россия), отец — с Хмельнитчины. Отец поехал туда учиться. Там и встретил маму. У моей прабабушки Полины из России был прекрасный голос. Но когда она потеряла нескольких детей, перестала петь. До сих пор жалею, что не записала все те песни, которые она знала. Тогда я была подростком и не совсем осознавала важность передачи опыта, особенно в постсоветский период.

Кстати, моя младшая сестра — тоже музыкант. Тоже занималась фольклористикой. Правда, не собирала материалы в экспедициях, а пела в ансамбле «Берегиня». На Рождество, Старый Новый год или Крещение наши родители обязательно приглашали сестру или меня с ансамблями прийти поколядовать-пощедровать.

— Ты как-то сказала, что тем песням, которые вошли в репертуар «ДримбиДаДзиги», несколько сотен лет...

— Ну да. Я не знаю, сколько им точно лет. Возможно, они немного изменялись, так как есть произведения, которые бытуют по всей Украине, только в них изменено несколько слов, начало или конец, а суть та же самая. Вот и получается: они могут быть распространены по всей стране, но их почти никто не знает. Мы пытаемся донести наше песенное наследие до молодых людей, людей среднего, в конце концов, пожилого возраста. Очевидно, в видоизмененном виде эти песни начинают жить «публично», а не только в фонотеках музыковедов.

Авторские композиции «ДДД» написаны в такой же стилистике или манере, как народные, например, «Огоооо!», «Сонце», «Хотів її»... Слушатель, который не занимается профессионально фольклором, их не отличит. Тексты пишу я, а мелодию изменяем в процессе аранжировки на репетиции, то есть, это как моя работа, так и работа группы.

— У тебя интересные находки в сценических костюмах. Например, современная майка, плахта, крайка, а под нее шаровары. Или же кожух из овечьей шерсти, который носят гуцулы, со стильными джинсами. Кто это все придумывает и шьет?

— Сама. (Смеется). Мне хотелось «свежо» соединить элементы аутентичного костюма с современной одеждой. На фестивале в Шешорах купила плахту, потом пошила шаровары... Очень люблю шить. Кстати, шаровары не носили простые крестьяне, это одежда военных (в частности, казаков. Крестьянин не мог себе позволить шаровары, так как ткань дорого стоила). Я не только фольклор, а еще и народные костюмы по украинским селам собирала. Даже имею небольшую коллекцию вышиванок. Между прочим, у меня есть какое-то предчувствие того, что будет модным. Вот пошила шаровары, через полгода они появились в коллекциях нескольких отечественных дизайнеров. Купила кептар-кожушок, а через некоторое время он как элемент одежды стал очень актуальным.

— Какой режим приходится соблюдать в отношении голоса?

— Желательно не пить газированную воду. А мне и не хочется. Вот и все. И, конечно, обязательная распевка перед выступлением. К слову, дома никогда не распеваюсь. Когда раньше с «Лукиними росами» собирались на репетиции у меня, слышно было на полподъезда. Знаешь, как нам ставили голоса? Прежде всего, учили кричать, как в лесу.

Перед выступлением волнуюсь изредка. Интересно, что перед выходом может быть горячо, холодно, плохо, но как только выхожу на сцену, этого всего не ощущаю. Зато после концерта такое ощущение, будто пробежала много километров... Несмотря на то, что действо может закончиться далеко за полночь, я засыпаю только через несколько часов — надо, чтобы эмоции улеглись.

— К слову, в книжке известного клипмейкера Ирины Мироновой написано, что сколько бы музыкантов не хвалили, этого никогда не будет слишком много — настолько они физически, психологически, энергетически выкладываются, когда пишут или исполняют песни.

— Собственно, когда пою песню «Із-за гір», слезы наворачиваются. Она изначально была трагической по своей мелодике. Наша обработка добавила ей еще больше драматизма. Поет: «Ой, з-за гір, з-за гір/ вилітав сокіл/ Із-за хутора вилітало два/ один одного братом називав/ Ой, братику мій, ой сокілочку мій,/ Ой, де ж ти літав, ой що ти видав./ Ой, я там літав, ой все я видав,/ Ой, вбито брата, вбито,/ Затягнено в жито./ Зеленим комишом серденько вкрито».

Заканчивается тем, что, как становится понятно, казак убит и из его сердца поросла трава. Надо сказать, что украинское песенное творчество имеет сильную образность и яркий ассоциативный ряд.

Кстати, сейчас подумываем о том, чтобы вскоре в радиопространство запустить сингл. Это будет песня «За городом сніг упав». Нашим слушателям она очень нравится, особенно припев: «Холодна водиця, глибока криниця,/Серце розбите не може любити».

Не буду больше говорить о планах — не люблю. Ты, очевидно, знаешь ту шутку: хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах.

— Кажется, все больше команд начинают работать в том же стиле, что и «ДДД». Кого считаешь конкурентами?

— Когда информационное пространство — не наше, не могу воспринимать музыкантов, которые играют качественную украинскую музыку, конкурентами.

— А чье творчество тебе нравится?

— «Крихітки» — с тех пор как та появилась. «Тартак» нравился всегда. «ТНМК». Да много. Всех сразу и не вспомнишь.

— Не возникало желания с кем-то спеть дуэтом?

— Когда еще была в «Лукиних росах», мы записали дуэт с группой «Назад шляху немає». Вышло очень удачно. Я даже не надеялась. Кстати, та песня «Соловейку, рідний брате» есть на пластинке «Героїчні пісні», которая вышла несколько лет назад под «патронатом» Олега Скрипки. Искренне говоря, она там одна из самых интересных.

Спеть дуэтом — можно. Я всегда готова к экспериментам. Главное, чтобы это было интересно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать