Перейти к основному содержанию

Искусство как оружие за Родину

22 января Центральный государственный архив зарубежной украиники представит в онлайн-режиме документальную выставку, посвященную Дню Соборности Украины
20 января, 17:59

День Злуки Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики долгие годы был важнейшим праздником для украинцев, которые оказались после национально-освободительной борьбы 1917—1921 гг. за пределами родных земель. Украинские эмигранты отмечали Праздник Государственности, организовывая разные культурные мероприятия, в том числе театрализованные действа.

Напомним, перенесение праздника 22 января на сцену впервые произошло в 1920-е в Чехословакии, где украинцам удалось развить наиболее плодотворную научную и культурную деятельность. Примером этого является введенная тогда в историю украинского театра концепция так называемого Ars militans (Воинственного искусства). Противопоставить искусство как оружия за родину искусству для искусства предложила  театральный художник Наталья Геркен-Русова. «Эту идею и ее художественную формулу я выдвигаю начиная с 1927 г. — даты первого публичного мероприятия. Оно состоялось в честь героической романтики новой украинской поэзии и я его провела в сотрудничестве с М. Мухиным и М. Чирским и при сотрудничестве молодежи — студентов Украинской Хозяйственной Академии в Подебрадах», — писала она в статье «Героїчний театр», которая была опубликована в брошюре «Свято Державності — за героїчний театр» (Прага, 1936). Геркен-Русова вводит символ «Аполлона Войовника», семь принципов героического искусства, размышляет о задачах Ars militans и формулирует цель нового театра как школы исторического героизма, в которой через художественные формы надо выявить силу и ценности украинской нации.

Перепечатка издательством «Говерла» брошюры «Свято Державності — за героїчний театр» (Нью-Йорк, 1955) есть в библиотечной коллекции Центрального государственного архива зарубежной украиники. Интересно примечание ко второму изданию: «Учитывая несомненную ценность книги переиздаем ее второй раз очень ограниченным тиражом, чтобы сохранить ее важное содержание».

Брошюра представляет детальный план программы-спектакля «Свято Державності», содержит примеры декораций и костюмов действующих лиц. Наталья Геркен-Русова отмечает, программа изложена для проведения любительскими силами молодежи. Также она обращает внимание, что вся режиссерская конструкция должна быть представлена в grand stile, а не в жанре «хуторянского интима». Сама программа «Свято Державності» включала пятнадцать пунктов с детальными примечаниями к инсценизациям, посвященным историческим фигурам и событиям 22 января 1918 и 1919 гг.

В 1939 г. увидела свет отдельная книга Н. Геркен-Русовой «Героїчний театр». Почти через двадцать лет в 1957 г. в Лондоне вышло второе издание этой книги (тоже сохраняется в ЦГАЗУ). Д. Донцов во вступительном слове к ней отметил, что первое издание опубликовано в канун польско-немецкой войны и не было возможности его распространить, но «Теперь читатели, хотя бы в изгнании, имеют возможность познакомиться с работой, такой же актуальной сейчас, как и тогда». Автор книги, подытоживая вывела тезис о том, что идея героического театра «особенно важна теперь. В бурном движении современных событий». Потому что Ars arma pro Partria — духовное оружие за Родину!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать