Из света в тень перелетая
Знаменитый американский актер Эд Харрис празднует 70-летиеЭд Харрис родился 28 ноября 1950 года в городе Энглвуд, штат Нью-Джерси, в семье турагента и продавца. В школе достиг значительных успехов в американском футболе и бейсболе и, получив спортивную стипендию, поступил в Колумбийский университет. Однако вскоре занятия спортом надоели Эду и он перебрался в Оклахому, где на тот момент проживали его родители. Там же в местном университете увлекся театром. Отправившись покорять Лос-Анджелес, первое время появлялся в эпизодах на телевидении. На большой экран вышел в триллере Майкла Крайтона «Кома» (1978); однако по-настоящему Харриса заметили в 1989 году, когда вышли сразу три фильма с его участием: драма «Стилет», трагикомедия «Поле его мечты» и фантастический триллер Джеймса Кэмерона «Бездна». Роль у Кэмерона принесла Харрису мировую известность и статус постоянно востребованной звезды.
Своеобразие таланта Харриса в том, что он убедителен и в насыщенных спецэффектами блокбастерах, и в тонких психологических драмах, способен вызвать сочувствие к ожесточенному антигерою, а также лишить лишней идеальности хорошего парня.
Так, примиряя свет и тень, он продолжает быть интересным и сегодня.
Рассказываем о его пяти лучших ролях.
СТИЛЕТ (1989)
«Бобби был очень умным, Мегс сумасшедшим, а я - напуганным». Эти слова Дэвида (Харрис) исчерпывающе характеризует предысторию, из которой вырастает основной сюжет драмы «Стилет» (режиссер - Дэвид Хью Джонс). Все трое воевали во Вьетнаме; Бобби погиб, спасая Дэвида. Теперь, в мирной жизни, уже Мегс - он же Джозеф Меджесси (Роберт Де Ниро) - пытается спасти Дэвида, да и самого себя, от психологической травмы, причиненной войной.
Де Ниро и Харрис составляют дуэт, идеально воплощающий две стороны поствьетнамского синдрома. Джозеф преувеличенно активен, сыплет шутками-прибаутками, иногда срывается, но чаще дурачится. Дэвид, наоборот, - тучный меланхолический усач, даже походка у него такая, словно на ногах гири. Алкоголический ступор он чередует со вспышками бесконтрольной ярости. Он поистине несет войну в себе.
В этом актерском соревновании, безусловно, выигрывает Харрис, поскольку Де Ниро строит своего героя на отработанных до автоматизма индивидуальных штампах, в то время как Харрис перевоплощается с болью, кровью и нервом. Голливудская ассоциация иностранной прессы поощрила эту искренность, номинировав Харриса на «Золотой глобус» как лучшего актера второго плана.
ШОУ ТРУМАНА (1998)
В антиутопии Питера Вера «Шоу Трумана» Харрис, по сути, играет бога. Его зовут Кристоф, он создатель и режиссер грандиозного телешоу, главный герой которого - Труман Бербанк (Джим Керри) - рядовой гражданин, живет обычной жизнью в городке Сихевен. Однако за каждым его движением с самого рождения наблюдают многочисленные скрытые камеры, окружают его исключительно актеры и актрисы, его жизнь круглосуточно транслируется в прямом эфире по всему миру, а Сихевен - искусно построенные декорации.
Кристоф, с его неизменным богемным беретом и снисходительностью на лице, ведет себя по отношению к протагонисту как любящий, но всемогущий отец. Он убежден, что лучше самого Трумана знает, что ему нужно, и когда он сталкивается со свободой воли того, кого он считал своим сыном, то переживает настоящий катарсис.
Оригинальная идея принесла «Шоу Трумана» четырехкратную прибыль в прокате и множество призов, среди которых три номинации на «Оскар»: лучшая режиссура (Питер Уир), оригинальный сценарий (Эндрю Никкол) и мужская роль второго плана (Эд Харрис).
ПОЛЛОК (2000)
Этот фильм стал для Харриса двойным вызовом: снять свой режиссерский полнометражный дебют и сыграть в нем реально существующего знаменитого художника, мастера абстрактного экспрессионизма.
С первым Харрис справился, сформировав высококлассный актерский ансамбль. Фильм показывает последние 15 лет жизни Поллока, начиная с первых шагов к признанию через бедность, знакомству с супругой, художницей Ли Краснер (Марша Гей Харден), к изобретению знаменитой техники дриппинга – капельной живописи, - к славе, алкоголизму и преждевременной смерти. Все события разворачиваются в четком ритме традиционной кинодрамы.
Что касается протагониста, то Харрис нашел единственно верное решение. Рисует Поллок или флиртует, гуляет, принимает гостей - в нем всегда есть едва заметное, но стойкое напряжение. Харрис одарил героя этим ощущением сжатой пружины, готовой распрямиться в любой момент с тяжелыми последствиями и для Джексона, и для окружающих. Прекрасная иллюстрация тезиса, что настоящий талант всегда не в ладах с реальностью.
Достойное соединение режиссерских и актерских усилий принесло фильму прибыль в прокате, «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана (Марша Гей Харден) и номинацию за лучшую мужскую роль (Эд Харрис).
ЧАСЫ (2002)
«Часы» - полубиографический фильм Стивена Долдри о Вирджинии Вульф (Николь Кидман). Ее жизнь показана в двойном отражении, через судьбы Клариссы (Мерил Стрип) и Лоры (Джулиан Мур). Все героини связаны книгой Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй»: день писательницы начинается с того, что она приступает к работе над этим романом, Лора читает его в своем идеальном особняке, и, наконец, Миссис Дэллоуэй - это давнее прозвище Клариссы - так когда-то называл ее бывший возлюбленный Ричард (Харрис) - поэт, умирающий от СПИДа.
Один из талантов Харриса - играть надломленных, уязвимых героев. Его персонаж - своего рода сакральная жертва, необходимая в обоих рассказах - и у Долдри, и у Вульф. Трагическая поэзия которого стала бы невозможна без этого удивительного, худого как костяк визионера, который разговаривает с голосами в своей голове. Поэты уходят, но остается то, что Вирджиния называет «часами» - острота жизни, которая так ясно ощущается людьми искусства.
Жюри Берлинале отметило «Серебряным медведем» трио Кидман, Стрип и Мур, Кидман также получила «Оскар», Харрис - номинации на «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус».
ИГРА ИЗМЕНИЛАСЬ (2012)
Политический триллер «Игра изменилась», выпущенный HBO под конец первого президентского срока Барака Обамы, посвящен предвыборной кампании 2008 года, в которой впервые в истории Республиканской партии участвовала женщина в качестве кандидата на пост вице-президента - губернатор Аляски Сара Пэйлин. Пэйлин в виртуозном исполнении Джулианны Мур предстает как достойная соперница Обамы в том, что касается харизмы и умения завоевывать избирателей. Кампания показана как соревнование двух равносильных звезд. И на этом фоне кандидат в президенты от республиканцев Джон Маккейн (Харрис) кажется слабым, пассивным персонажем, который отдал ответственность за решение своим советникам.
Но одаренность Харриса проявилась в том, что он блестяще сыграл эту слабость и пассивность, эту усталость старого воина и политика, составив таким образом идеальный контрастный дуэт с Мур. В итоге они оба получили по «Золотому глобусу» за лучшую женскую роль и за лучшую мужскую роль второго плана в телесериале или телефильме.
Section
Культура