Перейти к основному содержанию

Из жизни кукол

Художница Вера Бутова создает характеры из папье-маше
14 февраля, 00:00

***

Куклы Веры Бутовой — прежде всего именно произведения искусства, которые надлежит экспонировать на выставках. Иными словами — это столь популярные ныне авторские куклы.

Впрочем, на своих «коллег» куклы Веры Бутовой и похожи, и не похожи. Может быть, все дело в том, что они — не столько украшение, сколько состояние души. «Мечта галантерейщика» (блестки, бисер, скрупулёзные вышивки и т. д.) — это не про них. Зато попавшиеся в сувенирном магазине жёлто-зелёные искусственные яблоки и молниеносная мысль о том, как здорово они (яблоки) будут смотреться на фоне уже имеющейся тёмно-синей ткани — это уже по сути дела. Так же как и другая история — с игрушечной скрипочкой.

***

Рискнем открыть секрет — кукол художницы существует очень немного (собственно кукол — полтора десятка). И дело не в том, что Вера Бутова начала ими заниматься относительно недавно. Просто она может позволить себе неслыханную роскошь работать в буквальном смысле слова в свое удовольствие, для себя. И это — при удивительной и счастливой способности всех кукол Веры Бутовой выделяться и запоминаться на любой выставке и в любом каталоге.

Идея той или иной куклы может вынашиваться — или, лучше сказать, кристаллизоваться — достаточно долго — либо вокруг определенного аксессуара, вроде вышеупомянутой игрушечной скрипочки, либо вокруг запавшей в память стихотворной строчки (среди созданий художницы — «Желтый ангел», посвященный поэзии Вертинского — именно поэзии, а не ее автору), либо из поразившего сочетания цветов (как в построенной на соединении желто-зеленого и темно-синего «Девушке с яблоками»), либо, наконец, просто из вдруг придумавшегося (или, скорее, вспомнившегося) названия, нередко тоже — стихотворного (такова «Забывшие тебя...» — материализованное словосочетание из Блока).

Но, когда все становится ясно, п роисходит своего рода творческий взрыв — сборка обдуманной куклы осуществляется почти молниеносно. Недавняя персональная (кстати, первая персональная, названная «Диалоги») выставка кукол Веры Бутовой в Детской Академии искусств началась с 6 кукол, которых всего через два месяца стало 8. Для любителей математической точности (кстати, первая профессия Веры Бутовой — математик) уточняем — прирост составил 33, 3%.

***

Нынешние авторские куклы в большинстве своем — модели. Их призвание — демонстрировать наряд, которому и уделяется основное внимание — как художника, так и зрителя. Что же касается лиц, то они остаются в буквальном смысле слова кукольными, то есть прехорошенькими и совершенно одинаковыми — если не считать «макияжа» в виде разного рода мушек, теней и блесток. Вероятно, в этом есть своя логика. Но скорее всего популярное ныне до стертости словосочетание магия куклы подразумевает не наряд — пусть даже самый от кутюр. Кукла — это характер, а характер (во всяком случае, для куклы) — это прежде всего лицо.

Для Веры Бутовой кукла начинается как раз с лица. Это кредо имеет и свою крайность — порой лицом все и заканчивается, потому что остальное художнице просто не интересно (в свете вышеизложенного комментарии излишни). Так возникла большая и любопытная серия голов. Однако традиционные куклы Веры Бутовой всё-таки лучше. Головы — эксперимент, а «Ундина», «Ариэль» или «Коломбина» — состояния души, обретшие, так сказать, собственную душу.

***

Оговоримся сразу — кроме тех случаев, когда кукла изначально создавалась некоторым образом под определенное название, создания Веры Бутовой не называются никак. Обычно названия — даже написанные на бирках и вошедшие в каталоги — всего лишь более или менее удачный экспромт, к тому же экспромт, принадлежащий не самой художнице.

Собственно кукла (не как более-менее определившаяся идея, а как материализовавшийся артефакт) начинается, конечно, с лица — с головы. Голова эта лепится сначала из пластилина, а потом переводится в папье-маше — с тариннейший кукольный материал. Кстати сказать, ручки и ножки кукол Веры Бутовой — это обычно тоже папье-маше, но уже балансирующее на грани абсолютной виртуозности. Между прочим, положение рук, жест значит тут порой не меньше, чем выражение лица. Ну и разумеется — прическа, наряд и, так сказать, аксессуары — бубенчики, нашитые на юбку, птички или бабочки, севшие на плечо.

***

Одну из самых первых своих кукол Вера Бутова посвятила памяти рано умершей московской бардессы Веры Матвеевой. Эксперимент во всех смыслах удался, однако дальнейшая кукольная эволюция пошла несколько в ином направлении. Даже такие «куклы-посвящения», как «Желтый ангел» или «Забывшие тебя...», только отталкиваются от поэзии Вертинского и тем более Блока. В большинстве же случаев куклы художницы совершенно самостоятельны и даже в известном смысле слова самодостаточны. Они не просто погружены в себя. Всюду выделяющиеся и неизменно нравящиеся, эти куклы, по сути, закрыты. Зато в своем собственном мире (измерении?) они пребывают в постоянном контакте, порой друг друга опровергая, но чаще — логически продолжая, иногда же — в буквальном смысле слова друг друга отражая, как «Ариэль» и «Ундина» или «Желтый ангел» и «Зеленый ангел», сделанные по одной пластилиновой модели. Впрочем, такие в некотором роде парные куклы как нельзя лучше доказывают, что лицо в данном случае — деталь важная, но не основополагающая. Более того — не зная об этом фамильном сходстве заранее, его просто не замечаешь.

***

Итак, «Коломбина» в юбке с бубенчиками, с лихой тинейджеровской стрижкой и яблоком в руках; добродушно-лукавая, с длинными седыми косами не то «Шутиха», не то «Сказительница»; изумляющий своей неожиданностью до состояния шока «Юродивый»; «Зеленый ангел» в венке и с прозрачными крыльями, позаимствованными, надо понимать, у знакомого эльфа; его собрат «Желтый ангел» — как-никак, обитатель кабаре... И еще — «Девушка с яблоками», на настоящий момент — последняя, наверняка — одна из лучших, кукла Веры Бутовой, та самая, родившаяся из сочетания двух красок — желто-зеленой — яблок — и синей — ткани, пошедшей на платье. Задуманная простушкой, она прошла стадию простодушной и ныне, пожалуй, — созерцающая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать