Из жизни кукол
Художница Вера Бутова создает характеры из папье-маше
Куклы Веры Бутовой — прежде всего именно произведения искусства, которые надлежит экспонировать на выставках. Иными словами — это столь популярные ныне авторские куклы.
Впрочем, на своих «коллег» куклы Веры Бутовой и похожи, и не похожи. Может быть, все дело в том, что они — не столько украшение, сколько состояние души. «Мечта галантерейщика» (блестки, бисер, скрупулёзные вышивки и т. д.) — это не про них. Зато попавшиеся в сувенирном магазине жёлто-зелёные искусственные яблоки и молниеносная мысль о том, как здорово они (яблоки) будут смотреться на фоне уже имеющейся тёмно-синей ткани — это уже по сути дела. Так же как и другая история — с игрушечной скрипочкой.
Рискнем открыть секрет — кукол художницы существует очень немного (собственно кукол — полтора десятка). И дело не в том, что Вера Бутова начала ими заниматься относительно недавно. Просто она может позволить себе неслыханную роскошь работать в буквальном смысле слова в свое удовольствие, для себя. И это — при удивительной и счастливой способности всех кукол Веры Бутовой выделяться и запоминаться на любой выставке и в любом каталоге.
Идея той или иной куклы может вынашиваться — или, лучше сказать, кристаллизоваться — достаточно долго — либо вокруг определенного аксессуара, вроде вышеупомянутой игрушечной скрипочки, либо вокруг запавшей в память стихотворной строчки (среди созданий художницы — «Желтый ангел», посвященный поэзии Вертинского — именно поэзии, а не ее автору), либо из поразившего сочетания цветов (как в построенной на соединении желто-зеленого и темно-синего «Девушке с яблоками»), либо, наконец, просто из вдруг придумавшегося (или, скорее, вспомнившегося) названия, нередко тоже — стихотворного (такова «Забывшие тебя...» — материализованное словосочетание из Блока).
Но, когда все становится ясно, п роисходит своего рода творческий взрыв — сборка обдуманной куклы осуществляется почти молниеносно. Недавняя персональная (кстати, первая персональная, названная «Диалоги») выставка кукол Веры Бутовой в Детской Академии искусств началась с 6 кукол, которых всего через два месяца стало 8. Для любителей математической точности (кстати, первая профессия Веры Бутовой — математик) уточняем — прирост составил 33, 3%.
Нынешние авторские куклы в большинстве своем — модели. Их призвание — демонстрировать наряд, которому и уделяется основное внимание — как художника, так и зрителя. Что же касается лиц, то они остаются в буквальном смысле слова кукольными, то есть прехорошенькими и совершенно одинаковыми — если не считать «макияжа» в виде разного рода мушек, теней и блесток. Вероятно, в этом есть своя логика. Но скорее всего популярное ныне до стертости словосочетание магия куклы подразумевает не наряд — пусть даже самый от кутюр. Кукла — это характер, а характер (во всяком случае, для куклы) — это прежде всего лицо.
Для Веры Бутовой кукла начинается как раз с лица. Это кредо имеет и свою крайность — порой лицом все и заканчивается, потому что остальное художнице просто не интересно (в свете вышеизложенного комментарии излишни). Так возникла большая и любопытная серия голов. Однако традиционные куклы Веры Бутовой всё-таки лучше. Головы — эксперимент, а «Ундина», «Ариэль» или «Коломбина» — состояния души, обретшие, так сказать, собственную душу.
Оговоримся сразу — кроме тех случаев, когда кукла изначально создавалась некоторым образом под определенное название, создания Веры Бутовой не называются никак. Обычно названия — даже написанные на бирках и вошедшие в каталоги — всего лишь более или менее удачный экспромт, к тому же экспромт, принадлежащий не самой художнице.
Собственно кукла (не как более-менее определившаяся идея, а как материализовавшийся артефакт) начинается, конечно, с лица — с головы. Голова эта лепится сначала из пластилина, а потом переводится в папье-маше — с тариннейший кукольный материал. Кстати сказать, ручки и ножки кукол Веры Бутовой — это обычно тоже папье-маше, но уже балансирующее на грани абсолютной виртуозности. Между прочим, положение рук, жест значит тут порой не меньше, чем выражение лица. Ну и разумеется — прическа, наряд и, так сказать, аксессуары — бубенчики, нашитые на юбку, птички или бабочки, севшие на плечо.
Одну из самых первых своих кукол Вера Бутова посвятила памяти рано умершей московской бардессы Веры Матвеевой. Эксперимент во всех смыслах удался, однако дальнейшая кукольная эволюция пошла несколько в ином направлении. Даже такие «куклы-посвящения», как «Желтый ангел» или «Забывшие тебя...», только отталкиваются от поэзии Вертинского и тем более Блока. В большинстве же случаев куклы художницы совершенно самостоятельны и даже в известном смысле слова самодостаточны. Они не просто погружены в себя. Всюду выделяющиеся и неизменно нравящиеся, эти куклы, по сути, закрыты. Зато в своем собственном мире (измерении?) они пребывают в постоянном контакте, порой друг друга опровергая, но чаще — логически продолжая, иногда же — в буквальном смысле слова друг друга отражая, как «Ариэль» и «Ундина» или «Желтый ангел» и «Зеленый ангел», сделанные по одной пластилиновой модели. Впрочем, такие в некотором роде парные куклы как нельзя лучше доказывают, что лицо в данном случае — деталь важная, но не основополагающая. Более того — не зная об этом фамильном сходстве заранее, его просто не замечаешь.
Итак, «Коломбина» в юбке с бубенчиками, с лихой тинейджеровской стрижкой и яблоком в руках; добродушно-лукавая, с длинными седыми косами не то «Шутиха», не то «Сказительница»; изумляющий своей неожиданностью до состояния шока «Юродивый»; «Зеленый ангел» в венке и с прозрачными крыльями, позаимствованными, надо понимать, у знакомого эльфа; его собрат «Желтый ангел» — как-никак, обитатель кабаре... И еще — «Девушка с яблоками», на настоящий момент — последняя, наверняка — одна из лучших, кукла Веры Бутовой, та самая, родившаяся из сочетания двух красок — желто-зеленой — яблок — и синей — ткани, пошедшей на платье. Задуманная простушкой, она прошла стадию простодушной и ныне, пожалуй, — созерцающая.
Выпуск газеты №:
№29, (2002)Section
Культура