Перейти к основному содержанию

Извечные игры

Украинские события сквозь призму голливудских блокбастеров
16 декабря, 17:13
ФИЛЬМ «ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: И ВСПЫХНЕТ ПЛАМЯ» РАССКАЗЫВАЕТ НЕ О БОРЬБЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ, А О ВОЙНЕ, КОТОРУЮ РЕЖИМ ОБЪЯВИЛ ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОТЕАТРА «КИЕВ»

Недавно в такое трудно было поверить, но в настоящее время отечественный фильм собирает несравненно большие залы, чем американский боевик!  Идет речь о новой ленте Олеся Санина «Поводырь», которая проходила на аншлагах, тогда как третья часть знаменитых «Голодных игр» демонстрировалась для нескольких десятков человек. Это при том, что премьера нашего фильма об очередной попытке Москвы истребить украинскую культуру и ее носителя — народ, состоялась раньше, чем голливудский блокбастер, который поднимает ту же проблему: насилие тоталитарного режима над людьми, которые в понимании диктаторов являются только фундаментом для строительства всесильной империи.

«Поводырь» привлек внимание не только зрителя, но и журналистов, которые картину Френсиса Лоуренса «Голодные игры: Сойка-пересмешница» проигнорировали. Оно и не удивительно, поскольку третья часть любого фильма, как правило, проигрывает первым двум. Ко всему же, события третьей серии экранизации бестселлера Сьюзен Коллинз, хоть они тоже связаны с борьбой за выживание, даже чисто визуально не столь интересны, как в фильмах 2012 (режиссер — Гэри Росс) и 2013 годов. Героиня Дженнифер Лоуренс, как это и подобает настоящей амазонке, повлекла катаклизм политической системы, созданной мужчинами, в «Сойке-пересмешнице» воюет уже не за себя и своих близких, а за народ. Однако эта современная Жанна д’Арк, находясь главным образом в бункере, а не среди экзотичной природы, теперь вынуждена вести не только внешнюю, но и внутреннюю борьбу.  А рефлексии и беседы героев, которые, ко всему же, происходят в закрытом хмуром пространстве, широкого зрителя мало интересуют. Его нервы возбуждает открытая борьба, которая в первых двух картинах происходила в джунглях.

Между тем, нас интересуют не художественные качества картины, а то что «Голодные игры» обнаружили интересную закономерность: их перипетии напоминают украинские события. Вторая часть трилогии вышла год назад, именно в преддверие Майдана, которая, как и бесстрашная Китнисс Эвердин, подорвал власть криминально-олигархической системы. Фильм тогда как бы провоцировал украинцев на борьбу против преступной системы, которая угрожала самому существованию страны не меньше, чем тирания президента Сноу (Дональд Сазерленд) угрожала существованию каждого гражданина, что от роду становился рабом  его жестокого режима. В сущности, Майдан завершился тем же, чем и второй фильм «Голодные игры: и вспыхнет пламя» (даже в его названии были предусмотрены костры Революции Достоинства, которые коптили небо над Печерскими холмами). Революционеры, как и героиня фильма, расшатали систему, но она, как видим, еще не разрушена, а только маскируется за косметическим обновлением власти.

В конечном итоге, третий фильм рассказал уже не о борьбе отдельных героев, а о войне, которую режим объявил против своего народа. И здесь совпали не только внешние события, но и их основная внутренняя коллизия: воевать или не воевать с всесильной системой, а только заморозить кровавый конфликт? На этот вопрос украинская власть, в отличие от героини фильма, которая решила вести войну до победы, и до сих пор не дала ответ. Плохой мир — это не выход для воинов, именно которые, а не банкиры и бизнесмены, и должны руководить государством. А поскольку завершение картины ожидается через год, то мы, за исключением тех, кто читал роман, можем только догадываться о последующем ходе событий — героиня, судя по непривлекательности лидеров, которые возглавили борьбу против режима, должна победить и их. Именно в эту сторону, ввиду недовольства масс новой властью, могут повернуть и украинские события.

Природа пророчества трилогии американской писательницы понятна: она просто поняла нехитрый механизм, который от начала мира лежит в основе общественно-политической жизни. Толпа хочет хлеба и зрелищ, потому ее ими обеспечивают в обмен на повиновение. Но там, где режим, манипулируя массами, теряет живую связь с ними, возникает угроза его краха — это то, что движет как сюжет романа и фильма, так и последние украинские события. Тем, кому хочется узнать, чем все закончится в Украине, советуем прочитать «Голодные игры». Нет оснований сомневаться, что и наши события пойдут по той же схеме, которую создал главный режиссер этих извечных игр, в которых мы играем давно отведенные нам роли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать