Изысканность линий
В Музее книги и книгопечатания Украины открылась выставка «Рисунок итальянских мастеров XVI—XVIII вв. из собраний Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого»![](/sites/default/files/main/articles/15052014/10kartina.jpg)
Это совместный проект НМЛ им. Андрея Шептицкого и Музея книги и книгопечатания Украины, который проходит при поддержке Итальянского института культуры и Посольства Италии в Украине. Вернисаж открывает киевлянам и гостям нашей столицы творчество мастеров итальянской графики. Коллекция оригинальных произведений, которые редко демонстрировали широкому кругу зрителей.
— Научно обрабатывать произведения западноевропейской графики из собраний НМЛ и экспонировать их начал первый директор музея Илларион Свенцицкий, — напоминает Елена КИС-ФЕДОРУК, заведующая отделом графики НМЛ им. А. Шептицкого. — В 1932 г. по его инициативе состоялась выставка рисунка XV—XVIII вв., на которой впервые были показаны оригинальные графические произведения из собрания выдающегося немецкого историка и известного коллекционера Карла Адольфа Менцеля, которое приобрел митрополит Андрей Шептицкий во время путешествия в Италию в 1908 — 1909 гг.
В основе коллекции — богатое собрание рисунков итальянских мастеров XVII—XVIII вв. преимущественно Венецианской школы. Бесценным материалом для того, чтобы составить представление о творческом почерке отдельных художников и стилистике рисунка эпох Ренессанса, Барокко и Рококо, являются рисунки карандашом, сангиной, углем, созданные в смешанных техниках таких мастеров, как Джан Баттиста Пьяцетта (Венецианская школа), Андреа Скьявоне (Венецианская школа), Сальватор Роза (Неаполитанская школа), Франческо Солимена (Неаполитанская школа), Гвидо Рени (Болонская школа), Джованни Баттиста Крозато (Венецианская школа), Джованни Баттиста Питтони (Венецианская школа) и др., а также множество высокохудожественных работ неизвестных авторов.
Рисунок — особый жанр изобразительного искусства. Он интересен тем, что еще на ранних стадиях обнаруживает тенденции и изменения в художественных стилях и течениях, раскрывает секреты последовательного поиска авторского почерка. Это своеобразная творческая лаборатория, в которой открываются секреты художественного творчества. Выставка «Рисунок итальянских мастеров XVI—XVIII вв.» дает возможность проникнуть и глубже понять характер европейской художественной атмосферы эпохи больших культурных сдвигов. Эволюция Возрождения проходила именно в Италии, которая стала центром новой культурно— философской традиции во всей Европе. Барокко, которое пришло на смену Ренессанса, также берет начало и достигает наибольшего расцвета в творчестве итальянских мастеров.
Для творческой манеры Джованни Баттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид) характерны смелые ракурсы, подвижные формы, богатство оттенков, контрасты светотени, которые в известной мере проявляются и в экспонируемых рисунках.
Фрески Тьеполо — это завершающий этап в развитии итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв. Художник также был блестящим портретистом и мастером изысканных, гротесковых офортов. Творчество Тьеполо принадлежит к вершинам мирового искусства.
Особенно интересен рисунок «Медный змей», который в музейных инвентарях числится под названием «Фурии». Это типичный, по стилю и почерку, ранний рисунок художника, связанный с темой «Медного змея», над которой художник работал в середине 1720-х гг. Картина с этим сюжетом не сохранилась, однако представление о ней имеется благодаря другому его произведению — «Александр и Кампаспа в мастерской Аппелеса», на котором художник изобразил себя на фоне «Медного змея».
Нерядовое место в истории итальянского искусства занимает творчество Лодовико Галлина (1752, Брешиа — 1787, Венеция). Большая часть произведений из нашей коллекции принадлежит авторству этого художника и художников его круга. Стилистику живописных произведений художника характеризует яркая барочная манера. Его рисункам присущи изысканность линий и четкость форм.
Гордость коллекции составляют произведения выдающихся мастеров мировой славы — представителей Высокого и Позднего Возрождения в Италии Тициана Вечеллио «Святой Петр на троне со святыми», в котором сохранился оригинальный контурный рисунок, а штриховка и подмалевок сделаны в более позднее время, Микеланджело Буонарроти «Апостол» и Якопо Робусти Тинторетто «Агар в Пустыне» которые являются самыми давними образцами итальянского рисунка в собрании. Однако именно их атрибуция еще нуждается в уточнении.
Экспонируемым рисункам присуще разнообразие сюжетов и техник. Они отличаются манерой, характером и временем исполнения, но важно то, что их объединяет высокий профессионализм авторов! Напомню, все рисунки были реставрированы в мастерской графики ЛНМ, которая в прошлом году отмечала свое 40-летие.
— Италия известна во всем мире как «музей под открытым небом» и является самой большой сокровищницей художественных достижений человечества, в частности в области изобразительного искусства. Экспозиция «Рисунок итальянских мастеров XVI—XVIII веков» предлагает посетителям около 60 произведений более 20 знаменитых художников, среди которых Джамбаттиста Тьеполо, Джандоменико Тьеполо, Франческо Солимена, Лодовико Галлина и другие представители Венецианской, Неаполитанской и Болонской школ живописи, — рассказал «Дню» директор Итальянского института культуры в Украине Никола Франко БАЛЛОНИ. — Презентация в Украине произведений великих мастеров классического искусства Италии, которые считаются эталоном художественного совершенства, является одним из приоритетов в деятельности нашего института. Напомню, в прошлом году с большим успехом в Киеве прошла выставка произведений Тициана, Рафаэля и Гвидо Рени, а теперь мы договариваемся со всемирно-известной флорентийской Галереей Уффици о совместном проведении выставки. Но из-за политической ситуации в Украине пока не могу указать конкретные даты ее проведения. Впрочем, я хочу подчеркнуть, что, несмотря на различные факторы, деятельность Итальянского института культуры в Украине не снижает обороты. У нас есть целый ряд больших творческих проектов, и мы обязательно все, что наметили, проведем. Пик активности приходится на второй семестр года, когда Италия будет председательствовать в Евросоюзе, открытие которого мы отметим 1 июля в Национальной опере Украины гала-концертом при участии итальянских и украинских звезд музыкального искусства.
Выпуск газеты №:
№87, (2014)Section
Культура