Как это? Играть не для всех, а для каждого
Несмотря на карантин и финансовые трудности, Винницкий музыкально-драматический театр им. Садовского выпустил четыре новых спектакля, а сейчас готовит пятыйМасштабный театральный концерт и три комедии представил за осень Винницкий академический музыкально-драматический театр имени Николая Садовского. Новый 87-й театральный сезон, который стартовал в сентябре, жаждущие искусства актеры открывали концертом «Магия театра». Он соединил все виды театрального искусства — от балета до оперы, замиксовав отрывки из известных пьес. За две недели работы театр представил премьеру парадоксальной комедии Анатолия Дяченко «Игра в детектив», а еще за две — классический спектакль «За двумя зайцами» в современном прочтении в постановке винницкого режиссера Тараса Мазура. В ноябре на малой сцене вышла в прокат «черная» комедия Люка Шомара «Бал негодяев». Ее поставил режиссер Григорий Сиротюк, собрав на одной сцене молодой, но уже хорошо известный актерский состав. Кстати, именно на этот спектакль билеты уже проданы до начала январского локдауна. Как будет работать театр после очередного карантина, пока никто не берется говорить. Но, как говорит художественный руководитель театра Таисия Славинская, сидеть сложа руки актеры точно не будут. Надо завершить работу над постановкой детской сказки «Красавица и чудовище» и определяются с репертуаром на весну.
«Труднее всего было весной, когда нас отправили по домам и даже запретили проводить репетиции. К счастью, в депрессию никто не впал, а наоборот начали креативить и находить возможности для репетиций даже в такой сложной ситуации. К примеру, я с народным артистом Украины Анатолием Вольским за время карантина отрепетировали свои роли для постановки пьесы «Игра в детектив» и фактически вернулись с карантина с новой премьерой, — рассказывает Таисия Славинская. — Молодые актеры общались в сетях, устраивали конференции, отрабатывали роли. Конечно, если бы мы весну проболтались, а лето провели в отпусках, то на осень не вышли бы с четырьмя премьерами в прокате. Фактически август и часть сентября все силы были брошены на подготовку к открытию, постановку «Магии театра», в которой была задействована вся труппа... У нас профессиональный, опытный коллектив, который может мобилизоваться в короткие сроки и выдать вау-продукт. И карантин, локдаун или иные вызовы не способны остановить творческого человека, который находится в поиске — новых форм, подач или идей. Творческий человек найдет выход. Другое дело, позволят ли ему обстоятельства поделиться достигнутым со зрителем. Никакие современные технологии, дистанционные инструменты не могут передать «дыхание» зала во время спектакля. И живого общения на уровне актер — зритель пока ничто не может заменить».
ТЕАТР «УДАРИЛ» ПО КОМЕДИЯМ, НО РАЗНОПЛАНОВЫМ
Собственно, чтобы удержать связь со зрителями, винницкий театр с первых дней карантина перешел на дистанционную форму работы и развлекал винничан, как мог. Спектакли для взрослых и малышей снимали на видео, размещали на ютуб-канале театра, транслировались на страницах в соцсетях. Такая форма работы получила немалую популярность среди зрителей, которые за период карантина соскучились по любимому театру. Особенно «подпитывали» челенджи с узнаванием спектаклей и актеров, розыгрыши с подарками от администрации театра. Такой формат позволил постоянно подогревать интерес к театру, отмечает руководитель литературно-драматической части театра Светлана Фицайло, интриговать новыми премьерами, обнадеживать, что вскоре карантин закончится и театр откроет свои двери для жителей и гостей города.
«Мы старались не терять связь со зрителем. Доставали из архивов видеозаписи спектаклей, размещая на нашем youtube-канале, напоминали о показах спектаклей на Facebook-странице, анонсировали ссылки на определенные спектакли. Конечно, смотреть онлайн-просмотр никогда не заменит живой магии театра, той энергии, которая существует между актерами и зрителями, живого контакта, но мы пытались приспосабливаться к обстоятельствам, и зритель это оценил. Несмотря на опасения заболеть коронавирусом, трудную экономическую ситуацию, он пришел в театр на открытие сезона, — рассказывает Светлана Фицайло. — На главную премьеру «Магия театра» билеты были раскуплены уже за несколько дней до спектакля. Несмотря на то, что в театр приходит разноплановый зритель, мы вспомнили представления, которые у нас были, показали отрывки ярких сцен, и балет, и оркестр, и оперные арии в исполнении солистов-вокалистов Владимира Холкина и Светланы Басовской. К счастью, наши актеры универсальны, умеют играть как драму, так и комедию. Поэтому нам есть кого и что показать».
Светлана Фицайло говорит, что в этом году театр ударил по комедиям, но разноплановым. Такой запрос был у зрителя, который стремится к позитиву. Актеры предложили разные комедийные продукты. Винницкий режиссер Тарас Мазур предложил пьесу Михаила Старицкого «За двумя зайцами», но в современном прочтении. Она совершенно не похожа ни на одну из поставленных до сих пор версий, тем более на фильм. В спектакле задействованы два актерских состава. На одной сцене работают как народные и заслуженные артисты, так и молодые. Как говорит Светлана Фицайло, отдельных актеров узнают не все зрители. И это не из-за грима, а прежде всего из-за необычной игры и подачи.
Кроме современной выставки «За двумя зайцами», театр представил парадоксальную комедию «Игра в детектив» на двух актеров. Ее особенность в том, что сыграла в ней художественный руководитель театра, народная артистка Украины Таисия Славинская, которая тоскует по актерской игре, и народный артист Украины Анатолий Вольский — звезды нашего театра. На малой сцене вышла «черная» комедия «Бал негодяев» в постановке Григория Сиротюка. Он подобрал настоящую команду, которая его поняла и создала современный театральный продукт. В спектакле четыре действующих лица, но две группы. И, несмотря на то, что они вместе были на репетиции, играли роли, в финале получили два совершенно разных спектакля.
«Зрители идут на спектакль и в первом составе, и во втором, потому что им интересно сравнить игру актеров, которые не повторяют друг за другом, а играют разных героев. Я, например, посмотрела уже шесть раз эту пьесу и, вероятно, еще не раз посмотрю, потому что что-то в ней есть магическое, каждый раз замечаешь новые детали. Возможно, в этом и секрет, что билеты на нее раскупили сразу, — предполагает Светлана Фицайло. — Хотя на каждый наш спектакль есть свой зритель. Когда театр готовит спектакль, то мы прежде всего стараемся не разочаровать, а не заигрывать со зрителем, а показать ему то, что сейчас актуально. Чтобы он вышел из театра и поделился своими впечатлениями, мыслями, чтобы его задело и заставило вернуться к нам снова».
ИГРАТЬ КОМЕДИЮ В ПОЛУПУСТОМ ЗАЛЕ — НЕЛЕГКО
Сейчас в репертуаре театра представлено 11 спектаклей, большинство из них проходят на большой сцене. Из общего количества 660 мест, несмотря на карантин, разрешается заполнение до 300 человек, которых рассаживают в шахматном порядке. В нынешних условиях аншлаг — это более 200 зрителей. Тогда работать не только комфортно, но и психологически легче, отмечают актеры. Играть комедию в полупустом зале — нелегко. Они привыкли слышать реакцию зала — смех, аплодисменты, возгласы. Сейчас зритель, сидящий в одиночестве в радиусе полутора метров, сначала подумает, стоит ли хихикнуть, рассмеяться, чтобы воскликнуть. Он чувствует себя несколько скованным. И это еще один вызов для актера. Теперь они играют, слушая, как дышит зал, и пытаясь вызвать искреннюю эмоцию.
«Карантинные ограничения — 50% заполненных мест в зале, рассадка зрителей в шахматном порядке, дистанция и фактически полупустой зал — сначала все это вызвало психологический дискомфорт, потому что не было привычного фидбэка. Но мы профессиональный коллектив, — отмечает Таисия Славинская. — В качестве стимула я порой повторяла актерам слова из «Ассо и Пиаф»: «Ты работаешь не для всех, ты работаешь — для каждого». И если зритель пришел в театр, он хочет получить эмоцию. Наша задача — удовлетворить это желание. Поэтому пока не важно, сколько людей в зале, главное, что они вместе с нами. Собственно, то, что, несмотря на эпидемию, ограниченные финансовые возможности, что там говорить, трудности, жители находят возможность приобрести билет и прийти в театр на встречу с нами — это стимулирует двигаться вперед, даже когда не знаешь, что тебя ждет».
ОТМЕНЕННАЯ «НОВОГОДНЯЯ ЖАТВА» И МИНУС 50% ПРИБЫЛИ
Пока актеры занимаются постановками, директор театра Владимир ЛОЗОВСКИЙ сводит дебет с кредитом. Признает, что в этом году достичь прошлогодней рентабельности не удастся. В прошлом году театр заработал 4600000, в этом году едва выйдут на 2 млн. А это солидный минус при том, что из бюджета заведение получает средства только на зарплату, остальные расходы покрывает самостоятельно. А это коммунальные, постановочные, ремонт, административные расходы. И при этом директор не без гордости рассказывает, что, несмотря на карантин, он не уволил ни одного сотрудника, более того — не уменьшил размер заработной платы. Это позволило уберечь коллектив и установить определенную психологическую стабильность.
«Когда все ушли на карантин, в театре работали только цеха и ограниченно администрация. Психологически трудно было осознать, что в пик театрального сезона пустой оставалась сцена. Даже ходить в коридорах, не слыша, как идут репетиции, было несколько страшно. Но мы решили бросить все силы на то, чтобы создать достойные спектакли на новый сезон и порадовать ими зрителя, — говорит Владимир Лозовский. — Сейчас спектакли в театре идут каждый день. Предпочтение отдаем малой сцене, потому что она вмещает 100 человек, в нынешних условиях разрешено 50, что позволяет получать аншлаг за аншлагом и, соответственно, прибыль.
Понятно, что цена билетов не сможет компенсировать все расходы учреждения, в финансовом плане мы имеем солидные потери — минус 50% от прошлогоднего дохода. Надеялись на «новогоднюю жатву» — с декабря по январь мы представляем детям по две-три сказки в день, а вечером еще и спектакль для взрослых — из-за январского локдауна снова несем потери. Учитывая ситуацию, мы не стали презентовать новую, пятую премьеру «Красавица и чудовище», которую готовили к Новому году, а ограничимся сказками, которые есть в репертуаре. С 18 декабря по 7 января отработаем детскую программу, а дальше перейдем к репетиционной деятельности и подготовке новых творческих проектов».
ЛОКДАУН ЗАСТАВЛЯЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ
Сейчас актеров Винницкого музыкально-драматического театра волнует больше всего, что будет дальше — после январского локдауна, действительно ли он продлится всего январь или растянется, как весенний — с двух недель до трех месяцев. Собственно, эта неопределенность — карантин, карантин выходного дня, локдаун — заставляет чувствовать себя в подвешенном состоянии. Театр — это не модный бутик, который можно закрыть и открыть в один день, без «восстановительных» работ. Каждый раз подстраиваются к новым условиям — одни спектакли переносят, другие вынуждены отменить совсем, причем на неопределенный срок. Постоянные объяснения зрителям, работа с коллективом, чтобы не потерял форму, уплата налогов и коммунальных, которые никто не отменял — все это загоняет театры в неприемлемые условия.
Во всей этой ситуации возникает ощущение несправедливости к учреждениям культуры. «Говорят обо всех — о ресторанах, гостиницах, предпринимателях, а где театры, где учреждения культуры, где поддержка искусства, страдающего не менее, а иногда даже больше в нынешних обстоятельствах? — резюмирует Таисия Славинская. — О театрах ни слова не говорят наши сильные мира сего, хотя налогами мы облагаемся так же, как любое другое заведение. Если мы не будем работать, то не сможем выпускать новую продукцию. Театр не может жить только старыми спектаклями. Он должен развиваться, меняться вместе со своим зрителем. Иначе потеряет свое значение и сущность».
Выпуск газеты №:
№242, (2020)Section
Культура