Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как Лариса Руснак стала «лицом» «Дня»

28 января ведущая актриса Театра им. И. Франко отмечает юбилей
26 января, 20:49
«В НОВЫЙ ДЕНЬ» / ФОТО ВИКТОРА МАРУЩЕНКО

«Наша Ляля может все сыграть! Ну, почти все!» — говорят коллеги-франковцы о Руснак. Действительно, репертуар заслуженной артистки Украины очень широкий. Она работала с такими мастерами режиссуры, как Сергей Данченко и Владимир Оглоблин, а также с молодыми постановщиками — Юрием Одиноким, Андреем Приходько, Александром Билозубом. Почитателям Мельпомены Лариса Руснак запомнилась в знаковых постановках франковцев: Машей в «Выборе», Олей в «Диком Ангеле», Мартой в «Благочестивой Марте», Зиной в «Трибунале», Тезифиной в «Энеиде», Ведьмой в «Брате Чичикове», Рене в «Маркизе де Сад», Нюсей в «Соло-Мие», Аграфеной в «Братьях Карамазовых», Адой и Авелем в «Каине», Горпиной в «Наталке Полтавке», Шякунталой в одноименном спектакле по мотивам «Махабхараты», Зоей в «...Я вспоминаю... Амаркорд», Фридой Кало в «Двух цветках цвета индиго», Неизвестной в «Романсах. Ностальгия» и др.

Уже с первых ролей актриса заявила о себе как о неординарной личности, талантливой и очень работящей, безгранично преданной театру. Понятие «амплуа» у Ларисы Емельяновны очень широкое — от лирических героинь до характерных персонажей с непростой судьбой и жизнью. Она пробует себя в разных жанрах — от трагедии до комедии. Лариса виртуозно танцует, а год назад запела так, что душу переворачивает. Руснак не боится экспериментировать, быть смешной, даже некрасивой. Она умеет точно использовать не только слово, но и пластику тела и вокал. Лариса (без разогрева) садится на шпагат (занимается йогой) и знает множество народных песен (на Рождество и Маланку ходила колядовать с друзьями с фолк-группой «Божичі»).

Ныне актриса обратилась к творчеству Богдана-Игоря Антонича — «О перстне молодости». Она всегда является сотворцом постановки, немало идей приносит на репетиции. Кроме театра, Лариса Емельяновна много сниматься в сериалах («День рождения Буржуя», «Украденное счастье», «Сердцу не прикажешь», «Только любовь» и др.), ее голосом говорят героини зарубежных фильмов, и уже много лет она ведет телепередачу «Лото-Забава». А еще актриса является «лицом» нашей газеты — именно ее жизнерадостное мгновение сумел ухватить Виктор Марущенко (известный фотограф, который работал в нашем издании), а фотография «В новый День» получила призы на фотовыставках и открывает альбом The best photo День-day, 1997 — 2007.

«РОДИНУ РАЙСКИЙ УГОЛОК НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ!»

— Этим летом во Львове зашла в книжный магазин и увидела огромный фотоальбом «Дня». Так приятно, — признается Лариса РУСНАК. — Фотография «В новый День» для меня очень памятна. Ее снял мой друг Виктор Марущенко. Именно он предложил поехать в Швейцарию. В конце 1990-х наш театр выступал на гастролях в Западной Европе. Мы играли рок-оперу «Белая ворона» в Вене и Мюнхене. За все суточные и гонорар купила билет и решила поехать в Швейцарию (хотя тогда ни английского, ни немецкого языка не знала). Коллеги-франковцы Остап Ступка и Инна Капинос меня провели к поезду в Базель. Нервничала, потому что одна осталась. Куда еду? А если Марущенко не встретит? Поезд почему-то задерживался на две, пять, десять минут... Может, не туда села? Куда бежать? Одной ногой стояла на перроне, а другой — в вагоне. Через 15 минут двери закрылись, и поезд наконец отправился. Ехала долго. Всю ночь не спала: боялась пропустить, когда объявят мою остановку. Где-то в пять утра поезд прибыл в Базель, и когда увидела на перроне Виктора, то мне показалось, что над головой Марущенко нимб светится, и это мой ангел, и я спасена. Идем по улице, чтобы отправиться дальше в город Люцерн. Людей нет, и вдруг слышим, как кто-то кричит: «Марущенко!» Может, мне снится? Я же за границей, это же Швейцария, а слышу украинский язык. Оказывается, у Виктора там много знакомых. Так что первым «швейцарским» гражданином для меня оказался наш земляк — украинец. Кстати, именно в Люцерне сделано фото, которое стало визиткой «Дня». Знакомые Марущенко позволили нам пожить на вилле своей родственницы-миллионерши, которая умерла полгода назад. Когда я увидела дом, то подумала, что это рай. Фантастический вид — горы, сосны, ели, озеро. Так все красиво, а мне пейзажи чем-то показались похожими на наши Карпаты. Я забыла об усталости и бегала по опушке около дома, смеялась. Даже не заметила, когда Виктор взял фотоаппарат и начал снимать. То ощущение радости и счастья ему удалось передать на фотографии. Так получилось, что на Фотовыставке «Дня» я не смогла побывать (снималась за пределами Киева) и услышала о замечательной работе Марущенко от коллег-франковцев. Несколько лет назад наш художественный руководитель театра Богдан Сильвестрович Ступка рассказывал, что был гостем в вашей редакции и видел мою фотографию, и вот только этим летом сама уже увидела переплет фотоальбома и словно опять впервые побывала в Швейцарии...

В 1990-х, когда украинский кинематограф заснул летаргическим сном, в театре было мало ролей, Лариса Руснак изменила свою жизнь — поехала работать в Швейцарию. Ее зарубежная эпопея растянулась на семь лет. Может, поэтому тема заработков украинских женщин за рубежом, которую актриса воплотила в образе Зои («...Я вспоминаю... Амаркорд»), ей близка.

— У меня ситуация была легче, чем у тысяч наших соотечественниц, которые бросают семьи и едут зарабатывать деньги за рубежом, — считает Лариса. — Каждые три месяца я ездила в Киев за продлением визы, а потом сын Иван был со мной. С мужем мы расстались еще в 1990-м, могла выйти замуж за иностранца, но отказалась, потому что ностальгия — это не просто слово. Когда на душе было трудно, включала кассету с записями Нины Матвиенко, слушала и плакала. Швейцария — прекрасная страна, но я там чужая, и родину этот райский уголок никогда не заменит!

Моя швейцарская история началась с «Белой вороны» (режиссер С. Данченко) и репетиций «Слуги двух господ» (режиссер Андрей Жолдак). После спектакля ко мне подошла знакомая Богдана Сильвестровича Ступки, танцовщица Геня Снигурович, которой понравилась моя пластика, и она предложила поехать к ней на стажировку в Люцерн на курс джазового танца. Я поблагодарила, но денег не было на дорогу. А через небольшой промежуток времени в Киев на гастроли приехал дирижер Павел Длябога из Швейцарии и через В. Марущенко передал, что слышал о моем безденежье и предлагает поработать домоправительницей у его товарища — скульптора, который живет с ребенком один в огромном доме. В театре закончился сезон, и на три месяца я поехала на заработки за границу. Жила в семье мастера по изготовлению театральных масок дель арте. Также этот художник был музыкантом, и благодаря ему я познакомилась с Димитри (известным клоуном), художественным руководителем театра, учеником легендарного Марселя Марсо. Кстати, когда приехала домой, то привезла три кожаные маски на память о своих поездках.

«МНЕ ХОЧЕТСЯ ПОПРОБОВАТЬ ВСЕ!»

Актерская профессия зависимая. Можно годами мечтать о роли, но если режиссер тебя не видит, то мечты так и останутся мечтами. Руснак работала с разными (по почерку) постановщиками. Кого она считает режиссером «одной группы крови» с собой? По словам актрисы, благодаря «протекции» (бывшего свекра, известного режиссера Владимира Николаевича Оглоблина, которого называет учителем) после окончания Киевского театрального института им. Карпенко-Карого ее в 1983-м зачислили в штат франковцев. Ныне в актерском списке Ларисы более 40 ролей.

— Сегодня мои режиссеры — Александр Билозуб и Андрей Приходько. Мне нравится, что мы вместе с Билозубом ищем интересные идеи, и эти поиски потом идут на пользу спектаклю. Мы с Александром идем своим театральным путем, используя пластику, песни, а теперь пробуем работать с поэзией Богдана-Игоря Антонича.

Мне трудно выбрать, какая роль дороже всего, потому что у меня есть «Соло-Мия», где я играю безумную Нюсю (младшую сестру легендарной певицы Соломии Крушельницкой) совсем без текста. Это спектакль, в котором могу позволить импровизацию. Там есть рамки, но я могу выйти за эти рамки. А еще есть «Шякунтала» — спектакль построен на индийском эпосе (сюжет о Шякунтале из первой книги «Махабхараты», которая насчитывает 18 книг, стал основой для драматической поэмы Калидасы). В спектакле очень интересное существование на сцене, которое вовсе не похоже на то, что я играла раньше. Постановка строится на пластике. На мой взгляд, очень метко, поскольку актер — инструмент, который должен использоваться режиссером. Вместе с Андреем Приходько родились спектакли «Маркиза де Сад», «Шякунтала», а еще был «Каин» по Байрону, где я играла Аду и Авеля. Приходько использовал перевод Франко... А своим театральным учителем я считаю Владимира Николаевича Оглоблина. Он поставил такие аншлаговые спектакли, как «Дикий Ангел», «Благочестивая Марта», «Моя профессия — сеньор из высшего света» и другие. Это был большой мастер! На его счету 200 постановок в разных театрах.

Хорошо, что в театре можно воплотить разные фантазии. К большому счастью, у меня нет амплуа. Я могу играть мальчиков (кстати, моим театральным дебютом стала роль Принца в сказке, которую поставил Петр Ильченко) и девочек, женщин бальзаковского возраста и старых бабушек. А кинорежиссеры почему-то меня видят в ролях жен олигархов, стервозных дам, алкоголичек, даже рецидивистку сыграла. Моя мама спрашивает: «Ну почему ты так много куришь сигарет и пьешь на экране? Мне стыдно перед соседями, которые смотрят сериалы. Ты же в жизни совсем другая...» Я люблю дублировать фильмы. Это такой тренаж для актера!

Мне хочется попробовать все! Выходишь на сцену — и ты уже не ты. Благодаря руководителю этно-группы «Божичі» я научилась петь старинные украинские песни. Знаете, долгое время боялась петь, а в последнее время избавилась от этого страха. Уже три года беру уроки вокала у Анатолия Павловича Навроцкого, главного хормейстера Театра им. И. Франко, и открываю столько нового в себе — по-другому звучат резонаторы, и, как смеется мой педагог, с такими темпами можем скоро и за оперу взяться. Сейчас я выступаю вместе с фолк-группой (еще не придумали, как ее назвать) и получаю огромное наслаждение. Часто у людей есть какие-то тайные желания, которые они не могут воплотить в жизнь, а я благодаря актерской профессии могу продемонстрировать свои различные фантазии на сцене или на экране. Пока еще мое умение играть на аккордеоне не понадобилось режиссерам, ничего — подожду. Знаете, я сдала на права по вождению автомобиля в 1991-м, когда у меня машины не было, потому что когда заполняла анкету на съемки, там был пункт «вождение автотранспорта». Уверена: все, что знаешь и умеешь, обязательно понадобится когда-нибудь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать