Перейти к основному содержанию

Как не покориться «золотому тельцу»

«Не все коту Масленица» — 10 лет на сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра!
12 января, 11:42
ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

13 января будем праздновать  юбилей  аншлаговой постановки Алексея Лисовца по одноименной пьесе Александра Островского, которая получила «Киевскую пектораль-2008» в таких престижных номинациях, как «Лучший драматический спектакль» и «Лучшая режиссерская работа».  Режиссер по-своему прочитал классику, и это получилось очень интересное сценическое действо. Как подчеркнул один из критиков, «из поучительного пустяка режиссер Алексей Лисовец сделал трехчасовое чудо с шестью персональными драмами, коротким экскурсом в фольклор и едва уловимым привкусом абсурда... И сыграна эта «сказка» размашисто и со вкусом. Каждый персонаж — маленький актерский шедевр»! О том, как рождалась постановка и как она изменилась за десятилетие — наш разговор с Алексеем Ивановичем.

— Это моя любимая пьеса Островского, — признался А. Лисовец. — Хотя некоторые критики считают, что это произведение драматург не закончил. Автор называл свою пьесу — «это, скорее, этюд, чем пьеса»...

«Не все коту Масленица» — наименее населенное произведение Островского (всего шесть персонажей), и  его можно назвать «неформатом».  Я ставил о том, что человек бесконечно унижается, чтобы чего-то достичь в своей жизни. Это очень огорчает, а потому я финал переделал, поскольку у Островского главная героиня Дарья Федосеевна Круглова так и не дает конкретного ответа о том, готова ли она пойти на уступки купца Ахова, чтобы состоялась унизительная свадьба, когда на уровне лакеев должны выступать ее дочь Агния  и жених Ипполит. (Ахов предлагает Кругловой  обеспечить Агнию большим приданым, если молодые в свадебном наряде выметут метлами  его двор на глазах у всех гостей. — Т.П.). Тема, поднятая драматургом о власти денег, актуальна и в наше время, а язык, на котором написана пьеса — весьма  колоритно-архаичный, и этим произведение привлекает.

На премьере Ермила Зотича  Ахова замечательно сыграл Владимир Дмитриевич Ильенко, но из-за его болезни пришлось вводить другого актера, и  этого колоритного персонажа  сейчас исполняет Анатолий  Федорович Ященко, который придал новые краски роли. Образ Кругловой все десять лет прекрасно играет Ирина Мак (она одна исполняет эту роль).  Я считаю, что это ее актерский успех. А вообще в постановке  по очереди играют два состава исполнителей.              

 — Десять лет в репертуаре — солидная дата для спектакля. Как зритель воспринимает постановку?

— Мне трудно судить, ведь  каждый раз это происходит по-другому. Спектакль — как живое существо! Иногда такая тишина в зале, так внимательно публика слушает каждую фразу персонажей, и  чувствуется, что эта история не оставляет равнодушными, зрители сопереживают  героям, старающимся не покоряться «золотому тельцу». В этой пьесе все несчастные! Ахов — потому что он богат, Федосеевна — потому что бедная, Феона — потому что приживалка, Агния — бесприданница, Ипполит — потому что полностью зависит от дяди-самодура... Все персонажи зависимы, и каждому в той или иной степени нужно уступать принципы, если они есть, или желания, или чтобы сохранить крупицы достоинства. Именно в те моменты, когда зрители через сердце пропускают сочувствие и понимают, что о них тоже можно какую-то историю рассказать на эту же тему, тогда зал включается в действо или замирает, или бурно реагирует на то, что видит на сцене. А бывает, что где-то актеры выпадают из ритма постановки, идут в другую сторону (потому что в спектакле есть смешные диалоги, некоторые режиссерские «бантики»), так это вредит, и зрители по-другому реагируют на сюжет.

В прошлом году в силу разных обстоятельств (в театре большая афиша, есть немало новых спектаклей, а «Не все коту Масленица» уже долгожитель репертуара) постановка прошла только два раза. Знаете, 10-летие спектакля — это как  «палка двух концов» и большая ответственность, ведь если в творческой наработке коллектива остается спектакль с долгой сценической историей, то он должен быть  не только хорошим и современным, а еще это экзамен перед зрителями всей нашей творческой команды. Я считаю, наследие Александра Островского — как хорошая математическая формула — будет работать всегда!

С теплотой отношусь к спектаклю «Не все коту масленица» не только потому, что постановка получила разные призы, хорошие отзывы театроведов и зрителей, а потому, что на «плюс» играет и  сценографическая элегантная скупость (Олега Лунева) и замечательное цветовое решение — прекрасные костюмы (Марии Дьяченко), и искусные актерские работы — то есть все вместе сошлось...

В юбилейном спектакле будут играть: Анатолий Ященко (Ахов), Ирина Мак (Круглова), Анастасия карпенко (агния), Олеся Жураковская (Феона), Михаил Кукуюк (Ипполит) и Оксана Лаврик (Маланья).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать