Перейти к основному содержанию

Как «оживить» «Укранимафильм»?

Ярослава Руденко-Шведова: Надеяться на благотворителей — утопия!
13 мая, 20:05

В производстве мультфильмов есть такое понятие как «фаза движения», благодаря которому изображение на экране «оживает». Определенную «фазу движения» сегодня переживает столичная Украинская киностудия анимационных фильмов, которая известна на весь мир мультсериалом о казаках и «Приключениями Капитана Врунгеля». В прошлом году, к сожалению, киностудия не порадовала зрителей новыми фильмами из-за отсутствия бюджетного финансирования. Ныне едва ли не единственным утешением для творческого коллектива киностудии стало то, что мультфильм «Волшебный горох» из серии «Приключения Котигорошко и его друзей» отмечен Премией имени Леси Украинки в номинации «Кинопроизведения для детей и юношества».

Мы встретились с автором анимационного фильма «Волшебный горох», режиссером Ярославой Руденко-Шведовой. С 1987 года она работает на студии «Укранимафильм», член Национального союза кинематографистов Украины. Художник-постановщик таких популярных лент, как «Добро пожаловать», «До второго пришествия», «Синяя шляпка», «Жил да был черный кот».

— Пани Ярослава, в основу «Волшебного гороха» положен сюжет народной сказки о Котигорошке. В конечных титрах к мультфильму отмечены фамилии известных в Украине артистов, которые озвучивали роли Вернидуба, Вернивуса, Вернигоры, Деда, девочки Аленки. Сразу вспомнился мультфильм «Шрек», где также можно услышать голоса знаменитых голливудских звезд. Является ли участие признанных актеров в анимационном фильме до некоторой степени залогом его будущего успеха?

— Действительно, к созданию «Волшебного гороха» были привлечены такие популярные актеры, как Богдан Бенюк, Остап Ступка, Наталья Ковалева, а еще солист группы «Мандри» — Хома. Музыкальное оформление ленты осуществили музыканты группы «Байди», благодаря которым удалось передать колорит народной музыки. Песни исполнялись под аккомпанемент кобзы, скрипки и бандуры. Не могу не вспомнить очень авторитетных в среде художников-мультипликаторов Михаила Титова и Александра Лаврова, которые в «Волшебном горохе» реализовали много собственных креативных идей. Поэтому на начальном этапе, когда только формировалась творческая группа для создания анимационного фильма, учитывалась не звездность того или иного исполнителя, а прежде всего — его профессионализм.

— Сегодня Украинская киностудия анимационных фильмов, и, собственно, как и все отечественное кино, переживает не лучшие времена. Соглашаетесь ли вы с мнением председателя Национального союза кинематографистов Сергеем Трымбачем, что отечественный кинематограф мертв как индустрия, как система, в которой прочно связаны производство и прокат, производство и дистрибуция, где есть экономические рычаги, благодаря которым система регулируется и самонастраивается?

— Трымбачу трудно возразить, потому что это действительно так. Проблемы, которые ныне подтачивают украинский кинематограф, должны рассматриваться в контексте переходного периода национальной экономики, начального этапа формирования государственной идеологии. Отсюда некоторая неопределенность, топтание на месте, отсутствие четкого сценария последующего развития Украины как молодого европейского государства. Это негативно влияет на киноискусство, которое должно творить позитивный образ героя, продуцировать идеи, способные воодушевлять украинское общество. Так было в советское время, когда, например, с помощью кино история осмысливалась в нужном ракурсе. То же самое наблюдаем и в западном кинематографе, то ли в американском, то ли в европейском, когда настойчиво пропагандируется их образ жизни. Поэтому рано или поздно придется определяться с нашими культурными ценностями, формируемыми национальным кинематографом.

— Вы многие годы работаете режиссером Украинской киностудии анимационных фильмов. Как думаете, в каком роде государственной поддержки нуждается студия прежде всего в нынешних экономических условиях? Возможно ли, на сегодняшний день вообще отказаться от государственного заказа на производство анимационных фильмов, а выпускать их лишь за счет привлеченных средств спонсоров, благотворительных фондов, коммерческих структур?

— Это утопия — возрождать отечественный кинематограф за счет средств коммерческих фирм или благотворителей! Нужно стабильное финансирование кинопроизводства со стороны государства, рассчитанное не на год, а, возможно, на десятилетие. На деньги меценатов можно снять разовый кинофильм или анимационный фильм, но это принципиально не повлияет на процесс создания национального кинематографа. Ведь бизнесмен, который вкладывает средства в съемки киноленты, обязательно хочет получить прибыль. Что такое государственное финансирование киноотрасли? Это такое финансирование, когда закладывается определенный процент кинопроизводства на неуспех. В советские времена из ста произведенных кинофильмов лишь одна десятая из них делала бюджет. Например, кассовые кинокомедии того же Леонида Гайдая, созданные на «Мосфильме», давали возможность киностудии запускать в производство с десяток новых кинопроектов. Если финансирование отсутствует, как это ныне у нас происходит, вообще исчезает предмет обсуждения — целесообразность внедрения той или иной экономической модели кинопроизводства.

— Производство «Волшебного гороха» осуществлялось «Укранимафильмом» по заказу Министерства культуры и туризма. Конечно, перед руководством Студии вопрос о его самоокупаемости не возникал. В то же время, если бы появилась задача получить средства от его проката, по вашему мнению, собственники кинотеатров и телевизионных каналов заинтересовались бы мультфильмом?

— Откровенно говоря, сейчас мультипликаторы вообще не рассчитывают на кинопрокат, а пользуются традиционной схемой: изготовление на киностудии мультфильма — показ его по телевидению. Разве приходится серьезно говорить о кинопрокате в масштабах страны, если во многих больших городах можно по пальцам пересчитать количество кинотеатров. А те, которые есть, по большей части имеют широкоформатный экран, соответственно производство анимационных фильмов нужно перестраивать с учетом определенных технологических параметров. Следовательно, о кассовых сборах от кинопроката отечественных мультфильмов пока еще рано говорить. Что касается сотрудничества с телевидением, то здесь тоже возникают проблемы. Сегодня отечественный информационный рынок, по выводам специалистов, «перегрет», наблюдается избыток информации. Выпуск нового анимационного фильма уже давно не является событием. И для того, чтобы подготовить многомиллионную зрительскую аудиторию к появлению на отечественном информационном рынке нового культурного продукта — анимационного фильма — продюсеры, менеджеры киностудий должны подумать о его рекламе. А это дополнительные средства, что существенно влияет на себестоимость кинопроизводства. Собственник телеканала вряд ли захочет отдавать телеэфир для трансляции фильма, о котором рядовой зритель ничего не знает. Показательным в этой связи является опыт Чехии, где между президентом этой страны и директорами местных телеканалов и киностудий был заключен трехсторонний договор о кинопроизводстве. Государство принимало на себя обязательство профинансировать кинопроизводство, творческий персонал киностудий изготовить кинопродукцию на должном художественном уровне, а телеканалы обеспечить ее трансляцию. Это алгоритм замкнутого цикла кинопроизводства, о котором сегодня мечтают отечественные кинохудожники.

— Могут ли на сегодняшний день анимационные картины, созданные на «Укранимафильме», конкурировать с творческими работами мультипликаторов из стран ближнего и дальнего зарубежья?

— В прошлом году Украинская киностудия анимационных фильмов запланировала производство около семи мультфильмов. Мы должны были продолжить работу над полнометражным фильмом «Кто боится дядюшки Бабая?», а также над пятью следующими мультипликационными лентами из серии «Приключения Котигорошко и его друзей». Но из-за отсутствия бюджетного финансирования производство остановилось. Нет желания разбираться в причинах, скажу о другом. Даже, несмотря на запущенное состояние, в котором оказалась украинская анимация за последние двадцать лет, все же удалось сохранить творческие кадры. Мультипликация по сравнению с игровым, научно-популярным и документальным кино всегда выгодно выделялась. Созданные в разные годы анимационные фильмы на киностудиях Украины имели колоссальный успех не только в бывшем СССР, но и далеко за его пределами, что лишний раз доказывает существование высококачественной Киевской школы анимации. Ее основателями можно считать Владимира Дахно, Давида Черкасского, Александра Викена, Михаила Титова, Владимира Гончарова, Евгения Сивоконя и других. Правда, ныне мы являемся свидетелями последовательного процесса разрушения полного производства собственных фильмов. Режиссеры, художники-постановщики, аниматоры из-за материальных лишений вынуждены зарабатывать на зарубежных (российских, польских, французских) сериалах, выполняя низкоквалифицированную, по сравнению со своим уровнем, работу аниматоров, о которых даже в титрах не упоминают. Уничтожается и так называемое среднее звено — ассистенты режиссеров и другой технический персонал, задействованный в кинопроизводстве. Появляется угроза полностью потерять украинскую анимацию, которая нарабатывалась годами благодаря постоянной учебе у опытнейших старших коллег, собственному самоусовершенствованию, подтвержденному знаками отличия на многих престижных всемирных кинофестивалях.

Аниматор должен иметь опыт работы не менее пяти лет, а режиссер и художник-постановщик — в совершенстве владеть всеми процессами производства. Поэтому возрождение анимационного производства возможно лишь при условии непрерывного финансирования государством отечественной киноотрасли. И Министерству культуры и туризма, и отечественным киностудиям, в конце концов нужно определиться: какое кино нужно нынешней Украине? Какой образ нашего современника? Как и какие национальные идеалы стоит отстаивать? Найдя ответы на эти непростые вопросы, нам удастся заложить фундамент государственной идеологии, определиться с координатами развития отечественной культуры, составляющей которой является украинский кинематограф.

— Недавно Верховной Радой принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О кинематографии» и другие законы Украины в отношении поддержки производства национальных фильмов», которым, в частности, предусмотрено освободить субъектов кинематографии от арендной платы за землю, уплаты НДС от реализации кинопродукции, налога на добавленную стоимость из обращения средств, полученных за выполненные работы и предоставленные услуги по производству, тиражированию, прокату и показу фильмов и тому подобное. Эти и другие преференции для национального кинематографа могут положительно повлиять на его последующее развитие?

— Конечно, но при условии выделения правительством в этом году бюджетных средств на кинопроизводство. У нас в запасе осталось не так много времени, чтобы сохранить украинскую анимацию от полного разрушения. Поэтому нужно, не тратя попусту время, запустить производство мультфильмов, тогда «Укранимафильм» достаточно быстро восстановится и займет почетное место среди других киностудий страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать