Как сегодня живет «Актер»?
О Шестопалове рассказывает Игорь Славинский, продолживший дело Валентина Никитовича
После ухода из жизни народного артиста Украины Валентина Никитовича Шестопалова (22.09.1947 — 22.06. 2013 гг.) существование его творческого детища — Театра «Актер» — оказалось под большим вопросом! Театр, созданный вместе с женой, соратником, директором Татьяной Сергеевной Родионовой в далеком 1987-м, остался без художественного руководства и главного актера...
В театральных кругах поговаривали, что время этого славного театра без Шестопалова закончится, но Татьяна Родионова приложила огромные усилия для того, чтобы «Актер» продолжал свою творческую жизнь и таким образом поддерживал память о своем создателе. Такой замечательный духовный памятник воздвигла директор театра вместе с актерами-единомышленниками.
Фраза «незаменимых нет» в актерстве не работает, именно в творчестве никого заменить невозможно, здесь на первом плане — актерская индивидуальность, личность. И то, что сейчас Театр «Актер» возглавляет другой человек, — это не замена В.Шестопалова, а продолжение его дела.
Известный киевский актер и режиссер Игорь Славинский взял на себя художественное руководство «Актером», восстанавливает спектакли, играет в них, репетирует новые, обновляет афишу. Одним словом, творческая поступь Театра «Актер» продолжается.
Наш разговор с Игорем Славинским состоялся в миниатюрных просторах «Актера», в гримерке, завешанной фотографиями Валентина Шестопалова. Его присутствие ощущалось почти физически, здесь он в своем доме, здесь он остался навсегда!
«ШЕСТОПАЛОВ БЫЛ ОЧЕНЬ ПОКЛАДИСТЫМ В РАБОТЕ, НЕ УСТАВАЛ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ»
— Игорь, когда произошло ваше знакомство с Валентином Никитовичем?
— Давно, еще со времен Театра им. Леси Украинки, где мы работали актерами. Валентин Шестопалов уже был в труппе, когда я с Игорем Черницким в 1975 году пришел в Русскую драму. У нас всегда были очень хорошие отношения, не скажу, чтобы мы были близкими друзьями, но всегда с удовольствием общались и никогда не ссорились. Валик всегда был толерантным человеком. Когда я ушел из Русской драмы, мы часто встречались на съемках, а потом, уже в 2002-м, началось мое сотрудничество с Театром «Актер».
— Как это было?
— Надо сказать, что возникновение «Актера» я воспринял спокойно — молодец Валик, что сумел это сделать, — но считал этот коллектив «театром Шестопалова». Он начал с гоголевских «Записок сумасшедшего», потом играли «Скамейку» Гельмана (ставшая визиткой «Актера»). Должен признаться, почему-то тогда у меня было ощущение, что это явление недолговечное, и только с течением времени я убедился, что у Валентина Шестопалова все серьезно и надолго. И утвердился в этой мысли после того, как поставил в 2002 г. на этой сцене спектакль «Письма любви» Альберта Герни, в котором главные роли сыграли Лидия Яремчук (Мелисса) и Валентин Шестопалов (Энди). Найти свою половинку суждено не каждому, а героям пьесы посчастливилось. Причем еще в детстве. Но соединиться они не смогли. Хотя пронесли свою любовь через всю жизнь. Она чувствуется в их письмах, звонках, в неугасающем интересе друг к другу, в той страсти и ревности, которую они испытывают. Стихи и проза, лед и пламень — таковы эти странные влюбленные... Уже не припомню, кто меня предложил в качестве режиссера, но познакомившись с пьесой, понял, меня это увлекает. Я приверженец минимализма на сцене, а там все предельно лаконично, сидят два актера на сцене, читают свои письма и все... Начал думать над тем, как сделать этот спектакль, как достичь того, чтобы при минимализме события рождались в зрительском воображении. То, что спектакль в репертуаре 13 лет, — свидетельство оценки зрителей. Вспоминаю, как мы репетировали. Сначала боялся, как два народных артиста меня воспримут? Пришел на репетицию, они рассуждают, все так обстоятельно, значительно, я терпел две — три репетиции, а потом сказал: «Хватит!» И мы начали работать. Валентин Шестопалов был очень покладистым в работе, не уставал экспериментировать, искать правду в тех моментах, где приходилось переходить из одного возраста в другой, он это делал очень тонко. Казалось бы, в театре он хозяин, все решает, и можно не напрягаться, но репетиция для него была главным событием, он все делал для того, чтобы спектакль получился. Ему очень нравилась пьеса. На первой репетиции, помню, когда мы делали первую читку, в каком-то моменте он расплакался...
— Кто сейчас играет эту роль вместо Валентина Шестопалова?
— Я играю. Это была просьба Татьяны Сергеевны, которая выражала пожелания зрителей о жизни спектакля. Мне было довольно легко войти в спектакль, потому что сам его поставил и хорошо знаю. Но играть, если честно, непросто. Приходится себя контролировать (заметил, что все время «лезут» интонации Валентина, и я их ловлю, не отказываюсь услышать их и сыграть его рисунок, потому что это было хорошо).
— Вы очень востребованный актер, режиссер, преподаете в Национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого, много снимаетесь. При такой загрузке как вы отнеслись к предложению Татьяны Родионовой возглавить «Актер»?
— Да, у меня очень большая занятость — постановки, преподавание в университете, работа в Театр на Подоле, но я согласился, потому что уверен, этот Театр «Актер» нужно сохранить. Меня поддержали коллеги, они знают, что я ничего здесь не разрушу, буду пытаться только созидать вместе с ними. В той ситуации первым делом надо было восстанавливать репертуар. Шел спектакль «Вкус черешни» с Ириной Калашниковой и Сергеем Мельником, мы ввели актера в «Скамейку», в «Брачное свидетельство» — Анатолия Ященко, потом Виктора Алдошина. Решили восстановить спектакль «Двое на качелях», где вместе с Лялей Руснак вместо Шестопалова сыграл Валерий Легин. Спектакль получился с иным режиссерским взглядом, поменяли сценографию, в результате, можно сказать, родился новый спектакль. Так с новым исполнителем сохранилось прежнее название в репертуарной афише. Вот таким образом поддерживаем ситуацию, наступило время подумать и о будущем.
«АКТЕР — ВСЕГДА ЦАРЬ И БОГ!»
— Как вам кажется, почему актеры, что называется, подставили свои плечи под репертуар Театра «Актер»?
— Думаю, что благодаря Шестопалову. Чем всегда отличался этот уникальный театр? Своим отношением к актеру, здесь актер — всегда царь и бог (так с самого начала поставили вопрос Шестопалов и Татьяна Родионова)! На мой взгляд, это единственно верное отношение к искусству. В театре главный — актер и второй главный — это зритель, вот ради их контакта на сцене, ради той искорки, которая возникнет, работает большое количество людей. Татьяна Родионова как директор создает такую обстановку в театре, что актеры чувствуют себя обласканными, обогретыми душевным теплом, для них предложены самые комфортные условия. Все это понимают и ценят. Валентин сам очень любил актерскую профессию, ему нравилось, что он актер, это было очень важно для него. Это ощущение Валентин культивировал и хотел, чтобы актеры его театра такое уважение к профессии чувствовали.
— Расскажите, что ныне репетируете?
— 19 июня выпускаем новый спектакль «Одесские дачи» по М.Жванецкому. Он решен в жанре актерского кабаре, это продолжение наших спектаклей, которые идут в Театре «Сузір’я». Литературная основа — текст Михаила Жванецкого, а музыкальный материал — песни Леонида Утесова. Несмотря на таких авторов, этот спектакль не юмористический, а его тема — о кризисных моментах человеческой жизни и творчества. Играют очень хорошие актеры: Ирина Калашникова, Сергей Мельник, Стас Мельник, Нина Касторф, Александр Бегма. Я тоже занят в этом спектакле. Сейчас у нас сложный репетиционный процесс, потому что помещение театра мы арендуем и можем играть здесь только два раза в неделю, но это спектакли, а репетиционного времени на сцене катастрофически мало. Эти вопросы должны решаться на уровне управления культуры, и мы ждем от них помощи и понимания...
— Каким образом вы предполагаете вести репертуарную политику театра?
— Все проблемы мы решаем вместе с директором Татьяной Сергеевной Родионовой, т.к. она — сердце этого театра, его мотор и главный двигатель, поэтому все вопросы о спектаклях, актерах — только с ней. Она отвечает за то, чтобы билеты продавались, а зрители были довольны. Я часто слышу от нее какие-то извинения за то, что в театре много фотографий Валентина Никитовича Шестопалова, его лицо — на логотипе театра, но я считаю, что здесь так должно быть. Логотип категорически нельзя менять! Шестопалов создал этот театр. Мы должны отдать все силы для того, чтобы продолжать линию, которую он заложил. Уважение к актеру — основа, а база — актер. Поэтому наша задача держать марку Театра «Актер», продолжать творчество, это, по большому счету, продолжение жизни Валентина Шестопалова.
Выпуск газеты №:
№113, (2014)Section
Культура