Как сохранить баланс: хрупкое наследие и новейшие технологии
Замена экспозиции художественного стекла в Национальном музее истории новой выставкой вызывала возмущение у художественного сообщества![](/sites/default/files/main/articles/13102015/11foto2.jpg)
Любые изменения нарушают зону комфорта — не правда ли? Назначение нового руководителя воспринимается остро, порой протестный, с критикой и открытыми письмами к министрам, что директора следует немедленно переизбрать, так как это не специалист своего дела. Ничего не напоминает? После назначения Татьяны Сосновской директором Национального музея истории Украины (ранее руководила музеем-квартирой Павла Тычины) коллектив музея, общественные деятели, эксперты музейного дела время от времени озвучивают призывы заменить директора на более опытного специалиста. Так, в июне руководителям государства было направлено открытое письмо, которое подписали 76 работников музея. В нем подписанты критически оценили деятельность Татьяны Сосновской на должности руководителя музея. Впоследствии появилось открытое письмо коллектива Музея исторических драгоценностей Украины, который входит в состав музея истории, в нем коллектив просил нового директора не проводить «оптимизацию штата» и не вмешиваться в функционирование музея.
И эта вереница писем не стихает все время после назначения Татьяны Сосновской в исторический музей. Последнее обращение — от Национального союза художников Украины о свертывании выставки «Краски художественного стекла» (подписанное членами НСХУ Иваном Аполлоновым, Светланой Голембовской, Вячеславом Дудиным, Станиславом Кадочниковым и Сусанной Смиян).
РАБОТЫ ЗАСЛУЖЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ — В ФОНДОХРАНИЛИЩЕ!
Немного предыстории: в конце 1990-х Киевский завод художественного стекла прекратил работу из-за банкротства, которое в то время постигло многие заводы. И вот в 2002—2003 гг. появилось несколько приказов Министерства культуры, чтобы Национальный музей истории взял под опеку коллекцию художников, которые работали на упомянутом заводе. В этих приказах речь шла о том, что завод передает, а музей принимает коллекцию на постоянное хранение без права продажи, отчуждения или иных способов «распыления» коллекции, а сами экспонаты зачисляются в музейный фонд Украины. В свою очередь музей обязуется создать постоянно действующую выставку коллекции. А в сентябре этого года выставка свернулась... Соответственно — реакция художников, которые работали над созданием изделий из стекла, вылились в возмущение и непонимание, почему так произошло?
«Выставка «Краски художественного стекла» была создана в Национальном музее истории Украины в 2005 году как коллекционная, на которой впервые была представлена творческая наработка художников Киевской школы художественного стекла.
В экспозиции можно было познакомиться с коллекциями авторских работ народных художников Украины: И. Зарицкого, А. Балабина, Л. Митяевой; заслуженных художников Украины — С. Голембовской, С. Смиян, И. Аполлонова, В. Дудина, В. Геншке. Благодаря их работам можно было наглядно увидеть, как мастера виртуозно владели такими сложными техниками декоративной обработки стекла, как «венецианская нить», филигрань, миллефиори, травление типа Э. Галле, «цветная крошка», гранение, наложение, а также создавали свои авторские только им присущие техники декорирования и отделки изделий из стекла», — говорится в письме от Союза художников.
Авторы письма взволнованы такой ситуацией, возможно, из-за того, что их мнения никто не спросил? И теперь апеллируют к нарушению музейных обязательств, жалуются и на неравноценную замену выставки стекла другой: «Искусство на службе советской пропаганды (фарфор, стекло, керамика)». «Новое руководство считает, что это «совок», непрофильная коллекция и неинтересная для посетителей. Хотя мы все понимаем, что, скорее всего это неинтересно лишь одному человеку — пани Сосновской. Ведь если посмотреть книгу отзывов 2005-2015 годов, там можно прочитать только одобрительные и трогательные отзывы», — добавляют авторы письма.
БУДУЩЕЕ 700 ЭКСПОНАТОВ — ПУТЕШЕСТВИЯ?
Однако у самой Татьяны Сосновской абсолютно противоположные аргументы. Как прокомментировала «Дню» директор исторического музея, было несколько причин, чтобы эту выставку свернуть: в музее есть выставки постоянные и временные. «Краски художественного стекла» принадлежала именно к временным, что растянулось во времени на целых 12 лет(!), тогда как научно-наблюдательный совет музей пришел к выводу, что такая выставка может длиться полгода, максиму — год, если она очень важна для ознакомления. Следующий фактор — ее популярность. В первые годы экспонирования интерес посетителей действительно был большим. Однако в последние годы такое любопытство угасло. А как показывает мониторинг за 2014 год, экскурсия по этой выставке была заказана всего лишь один раз. Тут художники могут апеллировать, что комната с художественными изделиями расположена так, что посетители самостоятельно могли ее осматривать без экскурсионного сопровождения. Но как убеждает Татьяна Сосновская, даже при таких условиях посетителей было крайне мало.
В письме от Союза художников также отмечалось, что теперь интересная игра стекла и света надолго спрятана в фондохранилищах. А это почти 700 экспонатов. Однако и здесь у директора есть возражения. «Нужно искать возможность, чтобы эта выставка могла путешествовать, чтобы она не годами была в нашем музее, ведь не каждый может приехать в Киев, но это действительно та игра стекла и света, которая может путешествовать и быть представлена в разных местах, а не только у нас. Я наоборот вижу желание показать эту выставку шире. Я хочу с этим предложением (путешествий) обратиться к коллегам в других городах, передать фотокаталог, если будет заинтересованность в этом, то будем решать, как их транспортировать, как их сохранить. Это национальное достояние, на которое должны смотреть не только наши работники и посетители».
«ОТБРОСИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ»
Как убеждает пани Сосновская, коллекция музея чрезвычайно богатая, почти 700 тысяч экспонатов, и задача музея — показывать эти сокровища украинцам, а не держать в хранилищах. Поэтому и было принято решение убрать «Краски...», таким образом основывая новые временные выставки. Почему после художественных изделий решили показывать «Искусство на службе советской пропаганды (фарфор, стекло, керамика)», Татьяна Викторовна объясняет, что эта тема сейчас актуальна для общества: показывая изделия из фарфора, керамики и другие произведения искусства того периода, которые идеологически служили советскому режиму, в музее хотят дать определенный урок молодежи, подвести ее к историческим выводам.
«Я подозреваю, что это ситуация, подогретая нашими сотрудниками, которых мы потревожили в зоне комфорта, потому что выставка длилась 12 лет. В идеале они должны менять выставки один или два раза в год. Сотрудники должны понимать, что не музей создан для них, а они работают для общества, организовывая каждый раз новые выставки и открывая свои фонды. Возможно, есть личные обиды художников, которые эти вещи делали, но с другой стороны они должны понять, что есть другие мастера, которые еще вообще не выставлялись ни в нашем музее, ни в других. Должна быть золотая середина, толерантность, попытка отбросить творческий эгоизм. Мы ценим эти предметы, собственно поэтому они и являются частью фондовой коллекции», — добавляет Татьяна Сосновская.
На чью сторону станет общество? По-видимому, покажут рейтинги посещаемости новой выставки, предложенной вместо художественного стекла. И прежде всего обе стороны должны были бы руководствоваться интересами посетителей, что они хотят видеть и познавать в музее. Кстати, опыт квестов, мастер-классов, вечерних экскурсий и других оригинальных мероприятий по музею Тычины постепенно перекочевывают в исторический музей. Сработает ли такой подход — опять же слово за гостями музейного учреждения. А в целом эту ситуацию стоит брать на заметку Министерству культуры, где до сих пор назначают директоров ведущих заведений музейного дела тихо, без обсуждения с общественностью, за закрытыми дверями. Обещанная система конкурсного отбора руководителей заповедников и музеев до сих пор не работает. Поэтому придется гасить огонь там, где можно было бы избежать даже маленькой искры...
Выпуск газеты №:
№186, (2015)Section
Культура