Как создавалась гранд-коллекция?
«День» нашел малоизвестные факты о сподвижниках — Богдане и Варваре Ханенко, основателях музеяЭта семейная пара не только собрала уникальную коллекцию предметов искусства, но и самоотверженно сохраняла ее в сложные времена, чтобы подарить ее людям... Умирая, последнее, что Богдан Иванович попросил сделать верную жену, — упорядочить их совместную коллекцию произведений искусства и в Киеве превратить ее в музей. Завещание любимого мужа Варвара Николаевна выполнит.
Вот как Варвару Николаевну запомнил осенью 1919 г. искусствовед, художник Георгий Крискентиевич Лукомский (1884-1952): «Полнолицая, низенькая, солидная,.. похожа на игуменью староверского монастыря зажигательная женщина; говорила она медленно, почти ласкательно, проницательно осматривая меня. Она начала просить: «Помогите сохранить такое ценное добро!», мол, «оно все равно принадлежит родному городу»...
***
Известный коллекционер украинской древности и произведений искусства, археолог, меценат, промышленник Богдан Иванович Ханенко родился 11 (23) января 1849 г. в родовом имении Ханенко, в селе Лотоки Суражского уезда Черниговской губернии. Здесь от деда-прадеда их семье принадлежали достаточно большие имения, подаренные почтенным представителям славной династии последним гетманом (1750-1764) Войска Запорожского Кириллом Розумовским.
Богдан Ханенко учился в 1-й Московской классической гимназии, которую успешно закончил. В 1871 г. он закончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, работал при департаменте Министерства юстиции Российской империи, а с 1875 г. занимал должность мирового судьи в Санкт-Петербурге. Примечательно, что округ, где служил молодой законодатель, располагался около Апраксинского двора, где издавна торговали антиквариатом. Сама атмосфера Северной Пальмиры, посещения Эрмитажа, многочисленные лавочки древностей, а еще — «четверги» известного в Империи коллекционера Ю.Д.Дружинина, брата известного литератора, и приятельство с секретарем (1864-1884) Санкт-Петербургского Общества поощрения художников Д.В.Григоровичем (1822-1900) дали о себе знать. Мощный культурологический флер способствовал углублению в понимание прекрасного, в частности побуждал глубже изучать изобразительное искусство.
***
Любовь пришла неожиданно. В 1874 г. Богдан Иванович выдал замуж Варвару Николаевну Терещенко (1852-1922), старшую дочь известного украинского предпринимателя, филантропа, почетного гражданина города Киева Николы Артемиевича Терещенко (1819-1903), который приданым дал за Варей 1249 десятин земли в селе Геленивцы (также — Еленовка) Мотовиловской волости Васильковского уезда (ныне — с. Оленивка Фастовского района Киевской области). Так естественно сложился фантастический марьяж, потому что, с одной стороны, до конца жизни сделал мужчину финансово независимым, а с другой стороны, подарил жену, которая постоянно и сознательно поддерживала любимого в деле сбора древностей. Представьте себе, уже во время свадебного путешествия в Италию молодые в согласии приобрели первые произведения для будущей семейной коллекции Ханенко.
Известный тесть (миллионщик-сахарозаводчик), младшие братья Варвары Терещенко — Иван и Александр, а также младшая сестра — Мария, обрели славу искренних почитателей отечественной живописи. Каждый из родственников собирал собственную домашнюю коллекцию. Ведь девизом для фамильного герба Терещенко избрали весьма красноречивые слова: «Стремление к общественной пользе». Призыв этот определил вектор деятельности всей династии.
***
Среди первых приобретений молодого коллекционера были оригиналы полотен Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Ильи Репина, Ореста Кипренского, Василия Перова.
На жизненном пути молодых супругов появилась фигура профессионала, опытного собирателя древностей, ценителя нидерландской и голландской живописи Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827-1914). Именно у почетного члена Императорской Академии искусств, бывалого председателя многих благотворительных обществ Северной Пальмиры семья Ханенко набиралась опыта, получала профессиональные советы, а главное — получила сам инструментарий коллекционирования.
***
В 1876 г. молодые супруги отправились в Польшу, где Богдан Иванович занял должность члена Варшавского окружного суда. Последующие пять лет семья Ханенко посещала знаменитые лавочки европейских столиц, устанавливая деловые личные контакты с антикварами Парижа, Рима, Неаполя, Флоренции, Вены, Берлина, Мюнхена, Мадрида, Варшавы. Бережно формируя собственную коллекцию, супруги всячески прислушивались к мнениям признанных отечественных и зарубежных специалистов в отрасли изобразительного искусства.
Они регулярно выезжали на арт-аукционы в Вену, Мадрид, Рим, Берлин, где покупались полотна и предметы древности, скульптуры, образцы античной культуры, антиквариат, произведения искусства Ближнего и Дальнего Востока (гравюры Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай, Корюсай). Именно в столице Польши семья Ханенко приобрела остатки коллекции картин известного в XVIII веке министра и коллекционера графа Генриха Брюля (1700-1763), львиную долю которой (почти 600 картин) еще в XVIII веке для пополнения собрания Эрмитажа выкупила императрица Екатерина II. Кроме картин, Ханенко начинал скупать и фарфор, изделия из стекла и майолику Италии.
***
Из европейских путешествий в Киев семья Ханенко вернулась в 1881 г., а собранная ими коллекция уже не вмещается в многокомнатную квартиру. Поэтому следует строить отдельное помещение, потому что прятать от публики приобретения — преступление. Поскольку супруги оказались бездетными, многолетнюю любовь и заботу Богдан Иванович и Варвара Николаевна вложили в свой Музей.
В частное собрание семьи Ханенко уже вошли уникальные образцы западноевропейского изобразительного искусства, в частности: византийские иконы (мозаики на воске), французский витраж XIII в., Рембрандт, Веласкес, Антонис ван Дейк, Питер Поль Рубенс, Пьетро Перуджино, Лука Джордано, Алессандро Маньяско, Давид Тенирс, Якоб Йорданс, Джованни Беллини, Марко Пальмеццано, Барнабаде Модена, Якоподель Селлайо, Микеле Мариески, Бернарт ван Орлей, Корнелис Кетель и другие. А еще добавьте скифские, славянские и древнерусские артефакты, декоративно-прикладные изделия мастеров украинского народного искусства, иконы, замечательную скульптуру, фарфор, фаянс, гобелены, бронзу, огромную библиотеку с раритетными изданиями и тому подобное.
По неполным данным, собрание насчитывало свыше 400 живописных работ, более чем 8 тысяч гравюр, около 700 произведений искусства Ближнего и Дальнего Востока, более 300 изделий из золота и серебра.
***
По проекту петербуржского архитектора немецкого происхождения Роберта-Фридриха Мельцера (1860-1943) в 1887 г. семья Ханенко начала строить в Киеве — по улице Алексеевской, 15, особняк, чтобы разместить там собственное собрание. Об их «детище» давно говорили, потому что оно стало уникальным явлением в культурной жизни тогдашнего города. Лишь непосвященным казалось, что в этом дворце смешаны исторические стили, хотя подобная эстетика была типичным приемом для эпохи Ренессанса. Сам фасад с лепным родовым гербом семьи Ханенко на втором этаже, между первым и вторым окнами, напоминал палаццо из Венеции, тогда как залы были выдержаны в стилистике голландского барокко XVII века, готики, рококо и тому подобное.
***
Богдан Ханенко был многогранно одаренным человеком, который умел солидно зарабатывать, но и выгодно, разумно вкладывал средства. В его частной библиотеке сохранялись свыше трех тысяч книг по искусствоведению. Более того, в вопросах коллекционирования супругов постоянно консультировали самые известные специалисты, настоящие светила Западной Европы: основатель Музея кайзера Фридриха, «Бисмарк берлинских музеев» Вильгельм фон Боде (1845-1929), голландский историк искусств Абрахам Бредиус (1855-1946), первый директор Берлинской картинной галереи Макс Фридлендер (1867-1958), голландский коллекционер и куратор музеев Корнелис Хофстед де Грот (1863-1930). Вот почему Киевскую коллекцию арт-критики считают выдающейся не столько по количеству экспонатов, сколько по ее художественной ценности.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Богдан Иванович умел выделять первостепенные задачи в благотворительности. Как член Археологической комиссии, Киевского общества древностей и искусств, Исторического общества Нестора Летописца, почетный член Императорской Академии искусств и других научных обществ, на текущие исследования меценат ничего ни у кого не просил. Собственными средствами Б.И.Ханенко осуществлял археологические исследования на Киевщине и по целой Украине.
Начиная с 1880-1890-х, его деятельность распространялась во многих направлениях: сельское хозяйство и промышленное предпринимательство, финансы и государственное законотворчество, здравоохранение и народное образование, история и искусство и благотворительность...
***
Одной из первых в Украине собирать древнерусские иконы ХIV-ХV в. профессионально начала именно Варвара Николаевна. Наиболее ранние образцы иконописи, которые попали в коллекцию семьи Ханенко, датируются XIII веком, но в жемчужину мирового уровня это собрание превратил «Спас Ярое Око» (ХII в.), выполненный в манере еще византийской живописи. Как точно подметил Николай Рерих (1874-1947):
А мужчина не разделял ее страсти, потому что тяготел к классическому искусству. Чтобы продолжать дело, порой жена вынужденно лукавила, иногда утверждая, мол, достаточно большие средства ей нужны на... новые платья и украшения. Озабоченный предпринимательством и коллекционированием Богдан Иванович не замечал, что месяцами его вторая половинка одевается в старую шляпку.
Прошло не так и много времени — и Варвара Николаевна обрела славу одного из ведущих коллекционеров древнерусских икон, чья фамилия отныне звучала наряду с Петром Харитоненко (1853-1914; Харьков), Егором Егоровым (1862-1917; Москва), Григорием Прянишниковым (1842-1915; Новгородская губерния), Степаном Рябушинским (1874-1942; Москва).
***
Варвара Ханенко стала знаковой фигурой киевской культурной среды рубежа XIX — XX веков. Совместно с такими яркими соплеменницами, как писательница и народовед Елена Пчилка (Ольга Петровна Косач, из дома Драгоманова; 1849-1930) и иконописец, художница, меценатка Наталия Григорьевна Яшвиль (1861-1939), — в 1904 г. Варвара Николаевна положила начало кустарному движению, призванному современно поддержать и продолжить традиции народного искусства. Таким образом, говорят специалисты, в украинском обществе внедрялась новая на то время модель женского лидерства.
В селе Геленивцы Киевской губернии стараниями Варвары Николаевны была основана школа ковроткачества, а Киевский художественно-промышленный и научный музей часто устраивал в своих просторных залах на улице Александровской, 6, выставки ковров и украинских вышиванок, особенно — во время разных святочных оказий... А для продажи самобытных образцов народных промыслов (ковры и выбойки) Варвара Ханенко открыла лавочку... в Лондоне!
***
В 1894 г. власть и меценаты решили создать Киевский городской художественно-промышленный музей. К реализации проекта приобщились Тарновские, Терещенки, Бродские, Василий Семиренко, которых поддерживали историки Александр Лазаревский и Владимир Антонович. И авторитетного коллекционера Б.И.Ханенко назначили... главным уполномоченным в деле создания городского заведения культуры, поручив написать устав.
На строительство было собрано более 70 тысяч рублей, тогда как проект требовал 250-300 тысяч. Среди потенциальных дарителей, которые согласились на предложение, нашлись высокопоставленные должностные лица и известные богатеи — граф Сергей Уваров, граф Алексей Бобринский, барон Иван Шодуар, князья Роман Сангушко, Фадей Любомирский, Михаил Кочубей, Михаил Радзивилл, Павел Демидов, Эразм Руликовский и другие.
Весной следующего года из городской казны поступило еще 50 тысяч рублей, а остальные проблемы с расходами (180 тыс. рублей) взяло на себя Киевское общество древностей и искусств, вице-председателем которого был... тот же Богдан Иванович Ханенко. Строительство на улице Александровской (ныне — ул. Михаила Грушевского, 6) длилось семь лет и завершилось в 1901 г. Общая стоимость работ, выполненных конторой Л.Б.Гинзбурга, составила 249 тысяч рублей: 100 тысяч предоставило правительство и городская казна, 108 тысяч — семья Терещенко, а остальные — 41 тысяча рублей — благотворители.
Называлось новое заведение культуры Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича (ныне — Национальный художественный музей Украины). На день открытия его коллекция насчитывала 3145 экспонатов; при этом личный вклад семьи Ханенко в раритеты оценивались в 134 тысячи рублей. На торжественной церемонии открытия 30 декабря 1904 г. Богдан Иванович Ханенко заявил: «Этот киевский музей должен быть не только собранием редкостных предметов искусства, но одновременно школой, храмом, священным местом, куда должны стремиться попасть все, чтобы изучать прекрасное и кланяться красоте».
***
В 1915 г., из-за приближения фронта I Мировой войны и возможности немецкой оккупации Киева, супруги Ханенко эвакуировали значительную часть коллекции в хранилища Исторического музея Москвы. Именно в то время у 66-летнего мецената обострилась эмфизема легких. Будучи тяжело больным, в апреле 1917 г. Богдан Иванович Ханенко составил завещание, в котором отписал художественное собрание, собственную библиотеку, помещение музея и частный дом городу Киеву. Незадолго до смерти, накануне Октябрьского переворота, благодетель написал дополнительное завещание, в котором завещал музею все свои капиталы.
Когда Киев оккупировали кайзеровские войска, немцы предложили Варваре Николаевне вывезти коллекцию в Германию, гарантируя не только полное сохранение шедевров, но и открытие в Берлине нВ государственные средства частного музея семьи Ханенко. Немцам она отказала, а после долгих скитаний даже добилась возвращения коллекции из Москвы в Киев. Правда, при этом где-то с тридцать картин бесследно исчезли...
В связи с перипетиями Гражданской войны в Украине 1917-1920 гг. Варвара Николаевна 15 декабря 1918 г. вынуждена была второй раз дарить их частную коллекцию Киеву, в частности — Украинской Академии наук (Государственный музей западного и восточного искусства), потому что только она оказалась единственной реальной институцией, способной гарантировать безопасность культурным ценностям. Вскоре она в письменном виде обращалась к известному академику Агатангелу Ефимовичу Крымскому (1871-1942), одному из организаторов (1918) Академии наук Украины... Лишь в период Второго Гетманата, в частности 23 июня 1919 г., семейная коллекция Ханенко на полгода получила официальный статус музея.
***
Варвара Николаевна умерла в Киеве 7 мая 1922 г. Рядом с мужем, в некрополе Выдубицкого Свято-Михайловского монастыря, покойную и ограбленную благотворительницу от целого Киева хоронил единственный человек, преданная горничная Дуняша — Евдокия Мартыновна, в комнатке которой Варвара Николаевна проживала последние годы, вынужденно переселившись из семейного дворца во флигель на его дворе.
После смерти Варвары Ханенко их личный архив со всеми документами и фотографиями похитили: это зафиксировано в протоколах осмотра музея и заседаний комитета музея...
Осенью 1922 г. в особняке на улице Екатерининской (ныне — Липская, 16), открылся музей. Практически ни один из десяти пунктов условий, по которым в свое время музей передавался Государству, так и не был выполнен. Ни одним из правительств Украины...
С фасада дома Ханенко сбили родовой герб.
Молодое советское искусствоведение не спешило чествовать меценатов эпохи ненавистного царизма, а в 1923 г. имена основателей на 75 лет убрали из названия музея, поскольку они «не имели заслуг перед Революцией».
В 1920-1930-ые гг. правительство СССР массово распродавало за границу музейные и церковные ценности. Поэтому и ханенковская коллекция, которая составила основу Киевского музея западного и восточного искусства, естественно, лишилась византийских икон, французского гобелена «Поклонение волхвов» (1512), диптиха «Адам и Ева» Лукаса Кранаха-старшого (LucasCranachderAltere; 1472-1553), проданного в мае 1931 г. в Берлине под лживой отметкой... «собрание Строгановых».
Правда, основные потери коллекция семьи Ханенко понесла в период гитлеровской оккупации Киева, когда в Германию вывезли свыше 370 картин, более 20 тысяч гравюр, около 500 произведений декоративного искусства, девяти ценных скульптур.
***
Первым историю меценатов из семьи Терещенко стал изучать искусствовед, заведующий научно-исследовательским отделом XIX века Киевского музея русского и украинского искусства (ныне — Национальный музей «Киевская картинная галерея») Михаил Факторович (1921-2012). Именно он после войны нашел теперь знаменитую картину «Первый снег» (1875) Ивана Шишкина. Было известно, что в свое время полотно художника-передвижника приобрел у автора сахарозаводчик и коллекционер Богдан Ханенко, но творение куда-то исчезло...
Начиная с 1936 г., он кощунственно назывался «Киевский музей западного и восточного искусства», пока в 1999 г. не превратился в Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (ныне — ул. Терещенковская, 15).
В эмоциональном запале один испанский гений (Пабло Пикассо) когда-то воскликнул:
«Дайте мне музей — и я заполню его залы». Богдан Иванович и Варвара Николаевна Ханенко размышляли иначе: «Дайте нам залы — и мы превратим их в музей».
Выпуск газеты №:
№200-201, (2019)Section
Культура