Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Как возродить в Одессе украинский театр?

О «Молоке» — форуме, который будет праздновать юбилей, и почему в Южной Пальмире тяжело прорастают национальные «корешки», рассказывает основатель фестиваля Михаил Журавель
3 августа, 2017 - 11:23
ПОБЕДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ «МОЛОКО-2016» ОТКРЫВАЕТ НЫНЕШНИЙ ФОРУМ — ЭТО БУДЕТ ПОСТАНОВКА «КАЛЕКА С ОСТРОВА ИНИШМААН» МАРТИНА МАКДОНАХА РИВНЕНСКОГО ТЕАТРА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

В начале августа уже десять лет в Одессе проходит украинский театральный фестиваль под символическим названием «Молоко». Его цель — представить в южном регионе страны лучшие образцы современного национального театра. Нынешний,  юбилейный форум также подготовил интересную программу.

Одесса традиционно привыкла — к российским гастролерам, сладкоголосым шансонье. Хотя в этом городе ставил свои успешные спектакли Дмитрий Богомазов, другие режиссеры тоже работали активно. Впрочем, проблема украинского и украиноязычного театра в Одессе — есть. На украинских спектаклях не всегда заметишь аншлаги. Современные украинские авторы также — диковина в афишах. Как бы там ни было, но уже десять лет подряд именно об украинском театральном фестивале в Одессе заботится Михаил Журавель, продюсер, режиссер. Он возглавляет Одесский культурный центр. И приглашает на свою фестивальную сцену такие громкие национальные проекты, как «Солодка Даруся» из Ивано-Франковска, «Слава Героям!» из Киева, многие другие.

— Пан Михаил, нашли ли вы своего фестивального зрителя? Есть ли какие-то особые продюсерские секреты, которые помогают стимулировать любопытство аудитории к проектам, которые не только в центре Одессы?

— Не место определяет любовь и внимание зрителя к театру. Безусловно, есть вопрос привыкания к расположению какого-то зала, удобство транспортной развязки. В Одессе этот вопрос не актуален. Большинство зрителей едет в любой театр в Одессе городским транспортом. Только один процент их живет рядом с Оперным. Остальные живут рядом с Привозом или Седьмым километром... Интерес аудитории стимулирует высокая художественная ценность спектаклей, способность со сцены разговаривать на понятном вам театральном языке, поднимать темы, которые лежат в плоскости ваших жизненных интересов без «агитпропа» и спекулирования.

Спектакли, которые становятся пластырем для вашей души, лечат ее, в том числе и от провинциальности: вот главный секрет в продюсировании настоящего, в том числе и украинского театра в Одессе.

— Как вообще воспринимает Одесса украиноязычный театр? И что нужно сделать, чтобы она его воспринимала оживленнее?

— Настоящий театр имеет универсальный язык. В театре иногда не важно — «о чем говорят», а важно — «что делают» и «чего хотят». Так, Британский совет в Украине поддерживает интерес к своему культурному достоянию разными способами, в том числе и финансово. Украинский театр в Одессе должен финансироваться больше, чем другие театры. Завершу ответ по Чехову: «По капле выдавливать раба из себя»...

— Расскажите о нынешней программе фестиваля «Молоко». На каких проектах вы делаете основной акцент?

— Прилагаем усилия, чтобы сохранить традиции, сложившиеся за последний период: итак, победитель предыдущего года открывает нынешний фестиваль. Это будет постановка «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха Ривненского театра.

Еще один спектакль — «Королева красоты» — этого же автора имеется в программе нашего форума. Добавляем к праздничному столу новые блюда: столичный театр с исторической драмой «Роксолана» в жанре театра теней — это мощная яркая работа.

К фесту также присоединился грузинский Театр Сандро Ахметели под открытым небом, которые покажут старинную историю по мотивам произведения Важа Пшавела «Гость и Хозяин», режиссер Иракли Гогии. Спектакль наполнен аутентичным пением и звучанием живых традиционных грузинских народных инструментов.

Например, театральный Харьков будет представлен спектаклем Игоря Ладенко по произведению американца Дона Нигро «Звериные истории». А закрывать фестиваль будет спектакль по Шмидту «Оскар» (копродукция Одесского и столичного театров, обладатель Гран-при 2012 года. За этот спектакль Юрий Радионов — ныне актер Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра — в 2012 году получил награду «За лучшую мужскую роль»).

В этом году будем иметь интересную детскую программу, представленную театрами Одессы, Ривного, Ивано-Франковска, Измаила. с традиционными спектаклями и спектаклями современных популярных драматургов.

После прошлогоднего успеха и аншлага на встречах с писателями сейчас мы скрупулезно подготовили ряд презентаций книг. Будут Братья Капрановы с «Театром одной книги», Руслан Горовой — его «Барселона» идет в Молодом театре. А еще Андрей Любка, драматург и переводчик Александр Ирванец, драматург Александр Мардань, искусствовед Олег Зайцев. Ведем переговоры с автором сценария к фильму «Красный», который выходит в августе во всеукраинский прокат, Андреем Кокотюхой и Марией Матиос, книги которой на позапрошлом фестивале разобрали за час...

— На ваш взгляд, какие реальные шаги можно сделать, чтобы негосударственные театры в Украине не чувствовали себя «падчерицами» среди родни?

— Я с оптимизмом воспринимаю процесс интереса государства к альтернативным формам театра. Кому-то он кажется медленным. Но дерево растет 40 лет. Поэтому не имею ожиданий, что с негосударственными театрами все изменится за полтора года. Сейчас каждый в своем городе отыскивает формы сотрудничества с государством. Любой областной театр (к примеру) — это 20 миллионов гривен из бюджета, а я предлагаю отдавать 5% из этой суммы негосударственному коллективу по прозрачному, четкому, подотчетному механизму. Польза от существования двух коллективов очевидна всем.

Опять же бывает, что негосударственный театр более популярен, потому что создает своими спектаклями дискуссию, в отличие от коллег. В этом приеме вижу создание конкуренции высокой эффективности использования и первыми, и вторыми государственных средств.

— Традиционно ваш фестиваль предусматривает призовой фонд — 50 тыс. гривен. Насколько для театров важна именно финансовая составляющая? Ведь некоторые театры, как известно, ездят на фестивали за собственные средства.

— Финансовое вознаграждение театра — это способ приобщиться к производству нового спектакля вместе с театром-победителем. Обеспечив финансами режиссера или коллектив, развязываем ему руки для творчества и освобождаем от поисков финансов на новую постановку.

Фестиваль предусматривает состязательный характер, поэтому награда на финише — это точка за лучшесть. Принимая участие во многих форумах, мы поняли, что простая бумажка с названием твоего театра — это хорошо, финансовая поддержка — это не только престиж фестиваля, но и конкретные дела в развитии украинского театра.

Убежден, что таким, когда он появится, должен быть национальный фестиваль в Украине. При этом я бы разделил и расширил вознаграждения: к примеру, режиссер получит «зеленый свет», финансы на новый спектакль и возможность поставить его на первой сцене страны или в том театре, в котором ему хотелось бы.

Таисия ЛЮТАЯ, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ