Какая у нас будет страна? ...Если не будет развиваться кино
На Национальной киностудии имени Александра Довженко состоялось совещание по вопросам развития киноиндустрии«Отрасль кинематографии принадлежит к важнейшим направлениям государственной политики Украины», — это первое предложение «Национальной стратегии развития киноиндустрии Украины на 2015—2020 годы», разработанной Государственным агентством Украины по вопросам кино. Но статистика свидетельствуют о другом. На Национальной киностудии им. А.Довженко состоялось совещание по вопросам развития отечественной киноиндустрии под председательством вице-премьер-министра и министра культуры Вячеслава Кириленко. Представители киноиндустрии ожидали «напутственного слова», однако министр начал с неутешительного. «Расходов на кино планировались 22 млн грн, сейчас приблизительно получается 74 млн, что практически равняется нулю! Нужно отдать старые долги Госкино, и мы ничего не можем запустить в 2015 году. Все эти пафосные вещи о национальной безопасности и «давайте покажем наших киборгов, а не их ФСБшников» — все это упирается в то, что, по крайней мере, государственной части финансирования не будет, или она будет всегда очень небольшой», — заявил В.КИРИЛЕНКО.
• Действительно, несколько раз на этом совещании звучала мысль о том, что система бюджетного финансирования характеризуется нерегулярным поступлением средств на нужды отрасли в течение финансового года, из-за чего страдают в том числе и режиссеры, которые не могут в таком случае организовать съемочный процесс. По словам министра культуры, единственный выход из такой ситуации — специальный сбор в фонд для украинского кино. Это средства, которые будут собираться целевым способом из отдельных объектов налогообложения и распределяться среди заранее определенных потребностей в отрасли кинематографии. Законопроект о специальном сборе должно наработать Минкультуры вместе с кинематографическим сообществом, проведя предварительно публичные и внутренне «цеховые» дискуссии. И хотя сам же Вячеслав Кириленко отмечает, что единодушия относительно этого вопроса нет среди экспертов, однако считает, что «обязан вынести опять этот вопрос на повестку дня».
— Мы должны пробовать выйти на редакцию, которая устроит всех, устроит наших европейских партнеров, которые следят за тем, чтобы мы снова не стали на путь чрезмерной регулированности экономики... И тогда не нужно будет стоять в очереди за бюджетным финансированием, — считает вице-премьер-министр.
• Из других путей выхода из кризисной ситуации в кинематографе В.Кириленко назвал дерегуляцию и уменьшение количества налогов, увеличение ставки сбора за прокатные удостоверения, а также создание межведомственной комиссии по вопросам стабильного развития кинематографии. Первый пункт особенно важен, ведь, как пытался донести до аудитории председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко, с 1 января 2016 г. истекает срок действия налоговых льгот, предусмотренных для национальной кинематографии, однако частично эти льготы отменены уже с 1 января 2015 года. И в то же время действующие инструменты стимулирования вкладывания в национальное кинопроизводство средств частных инвесторов являются недостаточно эффективными. Однако его доклад перебили в грубой форме режиссеры из зала. Если даже перед камерами представители отрасли кино не могут достичь компромисса, то о каком возрождении киноиндустрии можно говорить?
• С конкретными цифрами пришел на обсуждение председатель комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий. Он предлагает увеличить ставку административного сбора за прокатные удостоверения для фильмов (в настоящий момент это 85 гривен за минуту). По словам нардепа, «если это фильмы страны-агрессора (а у нас в законе есть определение об оккупированных территориях), — это 400 гривен за минуту трансляции, минимальная плата для европейских и украинских фильмов и 200 гривен за минуту — для всех остальных, в том числе и американских». «Если это удастся воплотить, можно собирать в бюджет 50 млн долларов в год», — заверяет Николай КНЯЖИЦКИЙ. Это была единственная утешительная цифра, которая прозвучала во время совещания, да и она касалась неопределенного будущего.
Все остальные говорили о проблемах. Генеральный директор Национальной киностудии Олесь Янчук пожаловался на то, что 30 лет тому назад на киностудии работало 2900 человек, выпускали 12 полнометражных фильмов и 18 телевизионных серий за год. Сегодня же на студии им. Довженко осталось 200 человек с мизерными зарплатами. Звучали претензии к представителям Фонда госимущества относительно завышенной цены на аренду площадей кинопавильонов. Заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчик разводил руками, постоянно съезжал на общие фразы, принимал на себя обязательства, но сказал, что государство может финансировать в первую очередь те фильмы, которые удовлетворяют самые насущные потребности общества, например, пять фильмов в год. И это при том, что, согласно стратегии Госкино, в 2020 г. мы должны выйти на показатель 30 собственных фильмов в год. Одним словом, больше проблем, чем их решений.
• В завершение выступил председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач. По его словам, украинскому кино чрезвычайно необходима политическая поддержка.
— И пан Кириленко, и Николай Княжицкий определили основные, по моему мнению, причины фактической остановки государственного финансирования кинематографа, — отметил Сергей ТРИМБАЧ. — Они не лежат в плоскости финансов, экономики. Речь идет об отсутствии политической поддержки. Наша так называемая политическая элита просто не видит, не чувствует наименьшую необходимость поддерживать кино... Двадцать лет кино не финансировали, не развивали, кроме последних трех лет. Результат мы видим — потерян Крым, постепенно теряем Донбасс. А в конечном итоге, мы теряем Украину. Потому что если не будет развиваться кино, культура в целом, — какую страну мы будем иметь? Необходимо не просто финансирование, нужны реформы. Для их проведения и необходима политическая поддержка. Ничего так просто не дается. Давайте работать все вместе, давайте жать на власть — такую, какая есть. Только тогда что-то изменится...
Выпуск газеты №:
№6, (2015)Section
Культура