Перейти к основному содержанию

Каким был Владимир Ивасюк?

4 марта родился композитор мирового уровня — о маэстро вспоминают друзья и коллеги
02 марта, 15:57
ОДНА ИЗ МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФОТОГРАФИЙ ЛЕГЕНДАРНОГО МАЭСТРО, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ В. ИВАСЮКА В ЧЕРНОВЦАХ / ФОТО ИЗ АРХИВА ЧЕРНОВИЦКОГО ОБЛАСТНОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЛАДИМИРА ИВАСЮКА

Песни Владимира Ивасюка, которые уже стали классикой украинской эстрады, абсолютно не кажутся архаикой — ни по мелодии, ни по текстам, ни по звучанию, ни по духу. Они прошли проверку временем. Как и тогда, в 1970-х, в них звучит благотворная гармония и ритм, свойственные только песням Ивасюка. Только он так нес к украинской молодежи возрождение свободного духа, прадедовский тембр, тысячелетний солнечный характер своего народа. И теперь нежно поет колыбельную ива над водой, печально рассказывают сказки ели в Карпатах, искристо играют воды в речках, вторя ритму бытия. Но уже без Володи...

Развитие событий вокруг его гения было очень волнообразным — от умалчивания до всеобщего признания. Период игнорирования еще станет предметом исследования психологов, историков и музыковедов. Как случилось так, что творчество уникального самородка мировой культуры можно было запрещать или замалчивать?

На волне украинского возрождения начался стремительный рост популярности творчества Володи. Возрождение принесло много прекрасных идей. Тогда песни  композитора пережили Ренессанс. Они начали звучать и возрождаться в памяти совсем другого поколения, даже дети теперь исполняют песни Ивасюка, среди которых и очень сложные, например, «Кленовий вогонь». Наступило то время, когда молодое поколение нуждается в хитах, в которых гармонично совмещалась бы музыка со стихотворениями. Их попробовали осовременить с помощью новейших достижений техники. Это приоткрыло много аспектов для размышлений. Творчество всегда живо. Если архивы не горят — то песни не исчезают! О мастере вспоминают его друзья в коллеги.

«ИВАНА МИКОЛАЙЧУКА ПОЗНАКОМИЛ СО ШКОЛЬНИКОМ ИВАСЮКОМ... ЛЕНИН»

Актер Иван Миколайчук с Владимиром Ивасюком были близкими земляками — из одного района (Кицманского, в Черновицкой области). Ивасюк всегда заходил к Ивану, когда приезжал в Киев. Свидетелем этих незабываемых встреч был Иван ГАВРИЛЮК,  киноактер:

— В начале 1970-х Володя получал фантастические на то время гонорары за свои песни. И когда нам не хватало чего-то к столу, композитор мог спокойно сказать: «Возьми там, в сумке, сколько нужно». Большевики четко платили авторские гонорары, — вспоминает Иван Гаврилюк. — Позже желанным гостем у Миколайчуков был Игорь Билозир... Как ни парадоксально это в настоящее время звучит, но Ивана Миколайчука познакомил с пятнадцатилетним школьником Владимиром Ивасюком... Ленин. Осенью 1964 г., Ивасюк с друзьями гуляли по парку, и кто-то из них решил забросить кепку на гипсовый бюст вождя большевиков. Когда же ребята полезли снимать кепку, плохо закрепленный монумент упал с постамента и разбился. Все попадают в милицию, а вскоре открывают «дело Владимира Ивасюка», возникает вопрос об исключении его из комсомола, из школы. Инициатора оказии — Володю — вместе с родителями затаскали по инстанциям. Юноша на то время уже проявил себя большим талантом, учителя начали искать какие-то выходы, чтобы парня спасти. Вот так и вышли на популярного киноактера И. Миколайчука, усилиями которого скандал удалось успокоить. Об этом не раз вспоминали Иван и Маричка. Миколайчук ходил  по инстанциям и говорил: «Не портьте парню карьеру музыканта»... Так все, слава Богу, замялось. И это стало началом теплой дружбы между Володей и семьей Миколайчуков. Володя очень ценил талант своего друга. Оба, будучи творческими людьми, всегда находили общий язык, особенно Иван, который уже начал писать сам сценарии к фильмам, и много снимался. Иван  как-то предложил: «Давай сделаем совместную работу». Но, к большому сожалению, этого не произошло, из-за убийства Ивасюка в апреле—мае 1979-го...

«ВОЛОДЯ ЗА НОЧЬ НАПИСАЛ ОРКЕСТРОВУЮ ПАРТИТУРУ»

Мирослав СКОРИК, композитор:

— Мы с Ивасюком были хорошими знакомыми, часто встречались просто так или на фестивалях, вели интересные разговоры о музыке. Вместе были на Сопотском песенном фестивале в Польше в 1974 году. Интересно, что Володя тогда почему-то сам не осмелился написать оркестровку «Водограя» для оркестра Лодзинского радио и телевидения под руководством Генриха Дебиха. Ивасюк обратился к лучшим, по его мнению, оркестровщикам. Но те достаточно примитивно все сделали, отдельные места получились неинтересными, терялся колорит, а хуже всего прооркестрировали скрипки. Мы жили в сопотском «Гранд-отеле», на берегу Балтийского моря. Там Володя за ночь написал оркестровую партитуру. А на репетициях, когда София Ротару пела «Водограй», у композитора была единственная просьба к маэстро Дебиху, чтобы как можно больше выделить скрипки. Володя всегда с особенной, свойственной только семье Ивасюков, воспитанностью относился ко мне и моему творчества. К сожалению, талантливый парень не мог учиться у меня, ведь я в те времена уже работал в Киеве. А он выбрал для себя Львовскую консерваторию.

«ЧЕРВОНА РУТА» БЫЛА СЛЫШНА ЕДВА ЛИ НЕ ИЗ КАЖДОЙ ГРУЗИНСКОЙ КВАРТИРЫ»

Вахтанг КИКАБИДЗЕ, певец (Грузия):

— Еще в начале 1970-х я пел «Червону руту». Слова ее знаю от начала до конца. А все началось с того, что «Червону руту» Володи Ивасюка пели чуть ли не во всех грузинских ресторанах, она была слышна едва не из каждой грузинской квартиры. Песня стала хитом номер один сразу после исполнения ее на Центральном телевидении Назарием Яремчуком и Василием Зинкевичем из буковинского ансамбля «Смеричка» Левка Дутковского (они были в красивых национальных костюмах и пели божественно) вместе с самим Володей Ивасюком. Это уже позже кто-то мне сказал, что Ивасюк запел чисто случайно. Попросили его помочь коллегам, которые не имели музыкального образования и впервые вышли на такой высокий уровень. «Рута» пошла в народ достаточно быстро. Мне кто-то принес запись на магнитофонной ленте. ВИА «Орера» сделали свою аранжировку и пели ее каждый раз, когда проходили Дни культуры Украины в Грузии. Знал я лично Володю Ивасюка. Мы не раз встречались в Москве. У него было какое-то особенное лицо: одухотворенное и с добрыми искорками в глазах. «Червону руту» в записи «Ореро» и моем исполнении как вокалиста, к сожалению, не сохранили... Теперь спел ее заново. Это вечная песня! Она и ее автор намного опередили время. Ивасюк имел Божий дар, жаль, что не уберегли Володю...

«БУДЕШЬ ПЕТЬ — ДУМАЙ О ВОЛОДЕ»

Юрий РЫБЧИНСКИЙ, поэт:

— «Скрипка грає» — первая из трех моих песен, посвященных памяти Владимира Ивасюка. Эта песня из второго этапа нашего тесного сотрудничества с Игорем Покладом. Володя был моим другом. Нужно отдать должное нашему поколению за то, что мы умели дружить, поддерживать друг друга. И мы не знали ссор, интриг, зависти. Приезжал со Львова Володя, показывал то, что написал, Вадиму Ильину или Игорю Покладу, они ему были уже за это благодарны, подсказывали, советовали, если нужно было. Все радовались и гордились друг другом...

Когда мы записывали в студии «Минає день, минає ніч» Николая Мозгового, помню, как, стоя за стеклом, Соня Ротару спросила: «Какие пожелания?», я ответил: «Будешь петь — думай о Володе». Он тебя любил, в конце концов, мы тебя все любили — и Ивасюк, и Василий Зинкевич, и я... Когда София пропела первый дубль, у нее на глазах были слезы. Вся она дрожала, значит задело за живое, за женское сердце...

«Песня памяти Владимира Ивасюка» — это попытка в музыке и слове запечатлеть образ того Володи, которого знало ближайшее его окружение. Каким он был и каково его значение для нас и для всей Украины. Даже, думаю, для всего мира, ведь был он композитором мирового уровня. Песня написана в 1986 г. (мелодию создал Геннадий Татарченко) и в стихотворении есть такие строки: «Чи так там ангели співають,// Як наш Назарій Яремчук?». К сожалению, так случилось, следующим, кто ушел за Володей в Вечность, был «наш брат по долі і по крові» Назарий. Напомню, Яремчук был первым исполнителем этой песни. О своей смертельной болезни Назарий знал, но не знали его поклонники. Конечно, те строки сам о себе он не мог петь, я их заменил. «Чи справді там за небокраєм// Не знають наші кривд і мук,// Чи там так ангели співають, Як ми в часи тяжких розлук?»...

«ЭТО БЫЛ БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕЛЮБ И ПАТРИОТ»

Василий ЗИНКЕВИЧ, певец:

Ивасюк имел чрезвычайно чуткую душу. Все лучшее я взял от него. Это был большой жизнелюб и патриот. Он не чурался мирового, но знал цену своему, родному. Верил в то, что песня делает человека добрым, а в своей музыке исследовал мир человека. Как композитор серьезно раскрылся в камерной и симфонической музыке. Хотя мы с Володей почти ровесники, но я учился у него придерживаться своей позиции, гражданской убежденности. Все, что он умел и знал, старался передать другим. Природа не обделила его талантом, он же ей отдал душу до капельки. Сколько его песен выдержало экзамен временем! Большинство из них пополнили «золотой фонд украинской песенной классики».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать