«Каннский лев» – в Киеве
Геннадий КУРОЧКА: «Наш успех — это еще один стимул украинским компаниям не пытаться повторять чужой опыт, а творить свое»
На 64-м фестивале «Каннские львы» (CannesLionsInternationalFestivalofCreativity), который завершился в эти выходные во французских Каннах, проект «Свідок» Украинского кризисного медиацентра (УКМЦ) получил «Бронзового льва». Впервые за 25 лет украинская компания получила награду самого престижного в мире фестиваля в области рекламной индустрии. О причинах прошлых неудач и секретах нынешнего успеха «День» поговорил с автором концепции проекта «Свідок», членом правления Украинского кризисного медиацентра Геннадием Курочкой.
— Что сейчас вы ощущаете больше, эйфорию от полученной награды или разочарование, что Лев не золотой?
— Для меня, для нашей команды этот «Бронзовый лев» стоит больше всего «золота» фестиваля. 25 лет украинские компании принимали участие в этом фестивале: за эти 25 лет было около десятка номинаций — и ни одной награды. Наш «Бронзовый лев» разрушил это проклятье. Верю, впереди у нас, и у других украинских компаний еще не один «Золотой лев».
— 25 лет неудач? Очевидно, секрет вашей победы в том числе и в том, что вы наконец поняли, в чем ошибались ваши коллеги? Не поделитесь с ними?
— Я учусь не на чужих ошибках, а на своих. Когда в 2015 году проект УКМЦ UNhundred получил «золото» на фестивале рекламы SabreAward в Лондоне, мы с Наталкой Попович поставили себе целью получить награду на Каннском фестивале. В 2016 году мы привезли туда сразу десять наших проектов. И ни один из них не попал даже в шорт-лист. Не потому что это плохие, некачественные проекты. Потому что мы не понимали, о чем этот фестиваль. А ведь кажется, даже смена названия фестиваля — вместо фестиваля рекламы несколько лет назад он стал фестивалем креатива — должна была стать нам подсказкой. Здесь царит не реклама, это фестиваль идей. Идей, которые не просто двигают вперед рекламную отрасль, но и создают новое качество жизни. Которые касаются не отдельно взятой страны, как наши прошлогодние проекты, но которые волнуют, которые могут изменить весь мир. Это фестиваль не просто хороших пиара, дизайна, рекламы — это фестиваль Илонов Масков от них. Для победы недостаточно создать хороший продукт на уровне лучших стандартов отрасли — нужно заглянуть за горизонт, туда, где до тебя не был никто.
— Заглянуть в будущее, Илон Маск... Речь идет о технологически сложных, затратных проектах? Не это ли в первую очередь отпугивает украинские компании от участия в фестивале?
— Наоборот, порой самые лучшие идеи невероятно просты. В этом году сразу несколько высших наград получил проект «Бесстрашная девушка» — бронзовая фигура девочки, смело смотрящая в лицо знаменитому «Быку Уолл-Стрит» на Манхэттене. Родись такая идея в Украине, создателям всего-то и нужно было, что заплатить несколько десятков долларов за эскиз и найти в интернете банки или инвестиционные компании, которых заинтересует проект с тематикой гендерного равенства. Максимум несколько сотен долларов расходов. Знаете, какой эффект был через два месяца после установки этой скульптуры? Бесплатной рекламы в социальных сетях, прессе, на телевидении — на три с половиной миллиарда долларов. В прошлом году аналогичный эффект был от «Письма мира» — обычного текста на две тысячи знаков, который BurgerKing адресовал своему извечному конкуренту McDonald’s.
— А ваш проект, он такой же простой?
— Наоборот, когда я предложил эту идею, мне неоднократно приходилось слышать, что проект очень сложный, даже заумный — и технически не получится, и народ не поймет. Кстати, оговорюсь, наш успех — это еще один стимул украинским компаниям не бояться собственных идей, не слушать скептиков, не пытаться повторять в Украине проверенный чужой опыт, а творить свое.
ТРАУРНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ «ПАМЯТИ ЖЕРТВ БАБЬЕГО ЯРА». 30.09 2016 Г. КИЕВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Наш проект «Свідок» — это часть мемориальных мероприятий в честь 75-летия трагедии Бабьего Яра. Он состоит как бы из двух частей: собственно проекта «Свідок» — музыкального памятника жертвам Холокоста, написанного украинским композитором Святославом Луневым и блестяще исполненного юными музыкантами и певцами, а также инсталляции «Шофар», названного в честь традиционного еврейского духового инструмента. Идею проекта вдохновила цитата из Притчей Соломоновых: «Говори за тех, кто не может говорить». Ветер в специально установленных полых трубах, детские голоса, музыкальные инструменты, которые как бы вторят ему, выступают в качестве свидетеля трагедии 75-летней давности, служат голосами тех, кого уже давно нет.
— Так что в следующем году снова в Канны?
— Я берусь за проект, только если у меня есть 50% гарантия успеха. А минимум 50% гарантии успеха есть всегда, когда я берусь за проект (смеется).
«Золото» — это уже вторично. Наша награда, наш «Бронзовый лев» — это награда всего креативного класса Украины, стимул брать ответственность не только за реализацию своих бизнес-идей, но и за будущее страны в свои руки. У украинцев огромный творческий потенциал, но хромает реализация. Пора становиться взрослыми, нужна уверенность в себе. Знаю, мы можем, и «Каннский лев» — только начало пути.
Выпуск газеты №:
№109, (2017)Section
Культура