Перейти к основному содержанию

Канны под сурдинку

Самый известный в мире кинофестиваль в этом году сделал акцент на психологической драме
11 мая, 19:49
В ТВОРЧЕСКОМ АРСЕНАЛЕ РЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ ЛОЗНИЦЫ МНОГО НАГРАД, КОТОРЫЕ ОН ПОЛУЧИЛ НА РАЗНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМАХ, А КАННСКОЙ ЕЩЕ НЕ БЫЛО / ФОТО С САЙТА VARY.RU

Программа начавшегося сегодня 63-й Каннского фестиваля составлена, как всегда, с идеальным чувством баланса: есть картины признанных и неоднократно отмеченных на тех же Каннах мастеров, есть и молодые, неизвестные режиссеры. Однако, как представляется, главный баланс — это явное стремление отборщиков уравновесить впечатление, произведенное прошлогодним фестивалем. Тогда фаворитами конкурса стали фильмы, переполненные жестокостью, немотивированным и неконтролируемым насилием. Сегодня же в программе преобладают камерные, психологические, малобюджетные драмы.

Так, в «Заверенной копии» иранского патриарха Аббаса Киаростами (впрочем, фильм является франко-итальянской копродукцией — на родине Киаростами вне закона) показана история встречи мужчины и женщины в маленькой деревне на юге Тосканы. Мужчина — английский писатель, приехавший прочесть лекцию. Женщина — французская владелица художественной галереи. Это общечеловеческая история, которая может произойти с кем угодно и где угодно, сыгранная блестящим актерским дуэтом — Жюльетт Бинош и Жан-Клодом Каррье.

В эту же тенденцию укладывается «Еще один год» британского мастера психологической драмы Майка Ли. А вот новая работа другого классика родом с Островов, Кена Лоуча, фильм под названием «Route Irish», в конкурс была включена в последний момент, уже после того, как программа была сверстана. В фильме снимались Марк Вомак, Андреа Лоу и Тревор Уильямс, сценарий написан Полом Лаверти, с которым обычно сотрудничает Лоуч. Лоуч и Лаверти уже побеждали в Каннах — в 2006 году «Ветер, колышущий ячмень» — фильм о гражданской войне в Ирландии — получил Золотую пальмовую ветвь. В новой картине речь идет также о войне, на сей раз иракской, точнее — о ее губительных последствиях: герой отправляется в Ирак, не веря официальной версии гибели друга.

С избытком будут психологические надрывы в новом фильме мелодраматичного мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. «Красата» («Biutiful», Испания — Мексика) рассказывает историю человека по имени Уксбал, занимающегося нелегальным бизнесом и из-за этого вовлеченного в конфликт с другом детства. По-настоящему привлекательным здесь кажется исполнение главной роли одним из лучших мировых актеров, Хавьером Бардемом.

Еще один знаменитый режиссер, Такеши Китано, вернулся к теме, собственно, прославившей его: впервые за много лет снял фильм о японской мафии. В «Расправе» показана безжалостная борьба за власть нескольких кланов якудза. «Авторитеты» поднимаются по иерархической лестнице в организации, не пренебрегая заговорами и лживыми клятвами верности. Опытный якудза Отомо — в исполнении, конечно же, самого режиссера — до поры до времени остается в стороне, наблюдая за карьерой своих товарищей, которые теперь пытаются стать респектабельными финансистами. Даже краткое изложение сюжета обнадеживает: все-таки гангстерские драмы у Китано получаются лучше всего.

Дальний Восток представлен вообще достаточно широко. В конкурсе участвуют: китайский фильм («Чонкингский блюз» — режиссер Ван Ксяошай), таиландский («Дядя Бунми, который может вспомнить его прошлые жизни» — режиссер Апичатпонг Веерасетхакул, известен как автор изысканно медитативных картин) и два корейских («Горничная», Им Сангсу и «Поэзия», режиссер которой Чан Дон Ли в 2002 году получил приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале). Также два фильма так или иначе представляют Африку: «Вне закона» (Франция, Алжир, Бельгия, Тунис, Италия, режиссер — Рашид Бушареб) и «Кричащий человек» (Франция, Бельгия, Чад — режиссер Махамат-Салех Харун, сам родом из Чада и о своей стране не забывает).

От хозяев фестиваля — маститый Бертран Тавернье («Принцесса Монпансье»); известный актер Матье Амальрик (сыграл главного злодея в последнем фильме бондианы), переквалифицировавшийся в режиссеры с фильмом «Поездка»; Ксавье Бовуа («Люди и боги») — их фильмы так или иначе соответствуют заданной организаторами линии на утверждение реалистической драмы.

Судя по всему, одним из негласных лидеров конкурса может стать «Нежный сын — проект Франкенштейна» венгра Корнеля Мундручо (кстати, уже отмеченного в Каннах призом ФИПРЕССИ за фильм «Дельта» в 2008 году). «Проект...» являет собой вольную трагическую интерпретацию давнего сюжета о Франкенштейне и его создании, вырвавшемся из-под контроля, — только на сей раз речь идет об отце и сыне.

Нынешний фестиваль представляет для нашей страны особый интерес: ведь впервые за все время независимости в полнометражном конкурсе Канн участвует украинский фильм — «Счастье мое» известного отечественного документалиста Сергея Лозницы. «День» уже писал об этой картине; уточним лишь, что одну из ролей исполнил румынский актер Влад Иванов, в свое время сыгравший у себя на родине в картине «4 месяца, 3 недели, 2 дня», сенсационно получившей «Ветвь» в 2007 году. Будет ли отмечен фильм Лозницы — предсказать невозможно; но уже факт участия в конкурсе Канн сам по себе является призом.

Не только конкурсная программ будет представлять для зрителя интерес. Фильм открытия фестиваля — «Робин Гуд» Ридли Скотта с Расселом Кроу. Вне конкурса также покажут новые работы Вуди Аллена («Ты встретишь высокого незнакомого брюнета»), Стивена Фрирза («Тамара Дрю») и Оливера Стоуна («Уолл-Стрит: Деньги не спят»). А главное жюри во главе с американским режиссером Тимом Бертоном объявит победителей 23 мая 2010 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать