Карантинный хит-парад: постскриптум
Обзор наиболее интересных украинских музыкальных групп, завершенный на прошлой неделе и опубликованный в «Дне» в четверг и в пятницу (см. «Карантинный хит-парад» и «Карантинный хит-парад, часть 2», 28 и 29 мая соответственно), дал мне массу новой информации. Вместить ее в те две публикации не было никакой возможности, поэтому возникла потребность написать еще и этот постскриптум.
Первое и очевидное — развитая сцена опирается на культурную децентрализацию. Это не даже тенденция, это главное условие. Киеву, конечно, из-за бОльших возможностей принадлежит количественное первенство; но и в областях, от Тернополя до Харькова, есть немало замечательных артистов.
Языковой вопрос наконец получил перспективу положительного решения. Самые талантливые и известные команды имеют либо частично, либо полностью украиноязычный репертуар. И чем дальше, тем более чисто русскоязычные проекты звучат как нечто, честно говоря, довольно провинциальное. Ситуация наконец становится с головы на ноги. В этом смысле очень тревожит заявление спикера Разумкова о пересмотре языкового закона. Именно этот закон как раз и способствует обретению украинской культурой полноценного европейского статуса. Поэтому, думаю, скорее Разумкову стоит пересмотреть целесообразность своего пребывания на занимаемой должности.
Следствие языкового прогресса — появление адекватных песенных интерпретаций литературной классики. Оказалось, что Иван Франко, Леся Украинка, Василий Стус прекрасно звучат в сегодняшних ритмах.
THE HARDKISS / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГРУППОЙ THE HARDKISS
Отдельно радует, что ряд заметных коллективов имеет или чисто женский состав, или женское лидерство. DakhaBraha, Dakh Daughters, Onuka, Vivienne Mort, «Один в каноэ», The Hardkiss, Tik Tu, Shanti People, Go-A, ElectroMush, BusiCama — список можно продолжать.
Чисто эстетическая сторона для меня могла бы выглядеть наиболее конфликтной, если бы я и дальше цеплялся за ностальгические воспоминания конца 1980-х. Но, чтобы наслаждаться любым искусством, его надо воспринимать в движении. Сейчас с невероятной легкостью смешиваются стили, которые относительно недавно казались несовместимыми или взаимно враждебными. Джаз проникает в тяжелый рок и в беззаботную поп-лирику; электронные биты, ранее считавшаяся легкомысленным дискотечным сопровождением, оказались вполне пригодными для радикальных экспериментов; украинский фольклор, особенно вокал, стал универсальным компонентом — хочешь — печалься, хочешь — бунтуй, хочешь — танцуй, есть и термин «фольктроника».
Большинство ансамблей теперь звучат на приемлемом западном уровне и даже приглашают вокалистов или музыкантов оттуда, но здесь возникает вопрос оригинальности: что свое, самобытное они могут предложить мировой аудитории? Пока это получается у единиц; надеюсь, будет больше.
Конечно, нам еще долго избавляться от вторичности, от самых разных культурных зависимостей, долго догонять цивилизацию. Но процесс идет.
Выпуск газеты №:
№103, (2020)Section
Культура