Казнь, которая не состоялась
Встреча-дискуссия с автором нового здания Театра на подоле Олегом Дроздовым в Зеленом зале Центрального дома Дархитектора прошла предсказуемо эмоционально.
Правда, те, кто, возможно, ожидал некой общественной казни возмутителя архитектурного покоя столицы, остались разочарованными. Из-за проблем в аэропорту рейс из Харькова задержался, и в итоге герой вечера приехал через два часа после начала события, когда пар был уже выпущен.
Еще один более-менее приятный сюрприз — за отдельными исключениями дискуссия шла в умеренных тонах, а оппоненты говорили о проблемах, которые много лет накапливаются в городской среде Киева. В частности, о коррумпированности бюрократии, связанной с градостроением. О несоблюдении норм и законов. О нашествии ужасных «тортов»-новостроек, что ярче всего воплотилось в китчевом квартале в урочище Гончары-Кожемяки. О том, что Киев как уникальный ландшафт уничтожен. О нехватке коммуникации между властью, специалистами и общественностью. Касательно ситуации, которая, собственно, и дала повод для встречи, диспутанты отмечали, что все проблемы созданы еще в 1990-х. Так, по требованию главного режиссера авторы первого проекта значительно увеличили высоту здания, которая в итоге достигла 20 метров; а с учетом того, что сама по себе площадка оценивалась как «сверхсложная», Дроздову можно было только посочувствовать.
Когда появился собственно пан Олег и показал презентацию проекта, особого скандала также не произошло — не в последнюю очередь благодаря спокойствию и почти буддийской выдержке автора. В целом же особенно заметно, что раскол в отношении к новому театру проходит еще и между поколениями. Дроздов — явно кумир молодежи, и голоса в его поддержку звучали от младших участников встречи, в то время как больше всего свирепствовали люди с явно советским опытом. Один договорился до того, что «стекло и бетон — никакая не современная архитектура, самая современная архитектура — Парфенон!» (то есть, очевидно, после греков уже ничего строить не надо?)
Известный своей эксцентричностью художник-сценограф допустил, что на окончательный проект повлияла смерть американского похилого врача, тело которого нашли в недостроенном театре в 2015 году (?). А еще один господин под занавес встречи прямым текстом сообщил, что Гончары-Кожемяки, конечно, не шедевр, но «радуют глаз». И это, кажется, все, что нужно знать о сути аргументации многих «анти-дроздовцев».
Несмотря на подобные неоднозначные моменты, дискуссию можно считать полезной. Много лет и профессиональная среда, и простые киевляне, лишь иногда немассово и негромко протестуя, наблюдали, как нувориши при содействии высокопоставленных взяточников уничтожают Киев. Шумиха, поднятая вокруг здания на подоле, заставила многих обратить внимание на абсолютно недопустимую ситуацию в городе. Хочется, чтобы эти благие порывы воплотились в конкретных результатах.
Интервью с Олегом Дроздовым читайте в ближайших номерах нашей газеты.
Выпуск газеты №:
№227, (2016)Section
Культура