Харакири по-украински
На малой сцене ТЮЗа на Липках состоялась премьера спектакля «Шиндай»Режиссер Игорь Афанасьев сам поставил свою пьесу, написанную еще четверть века назад... Как известно, американцы любят переделывать старые сюжеты на новый лад. Так и И. Афанасьев, который длительное время находился за океаном, похоже, заразился там страстью к римейкам. В свое время он поставил «Варшавскую мелодию-2», и вот теперь воплотил с ТЮЗовскими актерами «Шиндай», подогнав пьесу под реалии настоящего (здесь уже есть мобильные телефоны, планшеты, интернет, который становится не только средством получения и распространения информации, но и шантажа)...
В конце 1980-х, когда в результате горбачевской «перестройки» советское общество начало мучиться в корчах самообличения, пьеса «Шиндай» была обречена на успех. Только представьте себе, как советский зритель мог воспринять откровенный рассказ о посещениях политиками, бизнесменами и профессурой высших учебных заведений недавно созданной школы... гейш. Тем более что гейша в сознании нашего обывателя является синонимом проститутки. Это уже по ходу пьесы университетский профессор разъяснит, что японские гейши должны были удовлетворять не грубые телесные потребности мужчин, а их потребность в утонченных эстетических и интеллектуальных удовольствиях. Правда, грубая природа в конечном итоге победила, и женщин, с которыми можно было «поговорить» на любые темы, в Стране цветущей сакуры превратили в пусть и изысканных, но проституток.
Телесное взяло верх над интеллектуальным, духовным и в стране, в которой кодекс «строителя коммунизма» исключал поиск плотских удовольствий вне брачного ложа, а сам секс, как явление, был признан несуществующим. Когда же завеса партийного лицемерия была сорвана, то оказалось, что коммунисты - тоже мужчины со своими «потребностями». Игорь Афанасьев написал пьесу о том, как респектабельные советские власть предержащие и интеллектуалы эксплуатируют молодых девочек, чтобы утолить жажду плоти.
Пьеса «Шиндай», поставленная в конце 1980-х годов с актерами Театра им. И. Франко, привлекала зрителя уже самим фактом разоблачения порочной социально-политической системы. Ко всему прочему, автор закрутил детективный сюжет, который разворачивается вокруг желания трех студенток: Марго (Иоланта Пилипенко), Вера (Дарья Петрожицкая), Надя (Мирослава Филипович) отомстить профессору Николаю Николаевичу (Николай Григоренко) за свою подругу Любу (Марина Куклина), которую он, накачивая наркотиками, отдавал на пользование нужным людям. «Под раздачу» вместе с профессором попали и помощник народного депутата Вова (Александр Вилков) и заграничный бизнесмен Клаус (Николай Данилюк), которые тоже поддались на сексуальную провокацию. Конфликт между женщинами и мужчинами заостряется настолько, что в руках героини появляется пистолет. А он, как и знаменитое чеховское ружье, по законам жанра должен выстрелить.
Много грязной воды утекло со времени первой постановки пьесы «Шиндай», название которой означает обряд боя подушками, к которому прибегают поссорившиеся влюбленные (победитель получает право на выполнение побежденной стороной любых прихотей). Секса в нынешнем украинском обществе уже никто не стесняется, проститутки, хоть проституция у нас запрещена законом, стали неотъемлемой частью жизни, а эксплуатация, в том числе сексуальная, в условиях пещерного капитализма увеличилась. Поэтому затронутые автором и режиссером «Шиндая» проблемы не утратили своей актуальности. Другое дело, что спектакль пока еще так и не попал в новое время, которое характеризуют не только внешние аксессуары и подогнанные под нынешние реалии реплики, а, прежде всего, психология и отношения героев. Они же в спектакле остаются на уровне общих представлений о добре и зле, не наполняются болью конкретных людей, которая заставила бы не просто возмущаться, глядя на социальные язвы общества, но и сочувствовать героиням.
Что же касается затронутых Театром юного зрителя на Липках социальных проблем, то они в нынешних условиях абсолютного отсутствия ответственности за свои поступки еще больше заострились. Иллюзия вседозволенности и безнаказанности, на которую надеется любой преступник, полностью овладела власть предержащими, которые забыли, что за любым преступлением неминуемо приходит наказание, что правда, справедливость всегда восторжествуют. Иначе наш мир, в котором все строится по строгому взаимодействию причин и следствий, в котором все сбалансировано, давно растворился бы в черной дыре безжалостного Космоса. Просто пауза между преступлением и наказанием иногда затягивается, чтобы у преступника было время на раскаяние. Авторы же «Шиндая» в верховенстве высшей справедливости не сомневаются — герои спектакля, которые надеются найти неземные наслаждения в школе украинских гейш, совершают социальное самоубийство. Именно на данном аспекте затронутой проблемы стоило бы сделать акцент в последней премьере Театра на Липках, которая в этом случае получила бы не только социальное, но и злободневное политическое звучание.
Выпуск газеты №:
№218, (2013)Section
Культура