ХХ-й «КРОК» в лицах
Не успели просохнуть на Протоколе фестиваля печати подписи Высокого Жюри, как юбилейный анимафорум стал счастливым ностальгическим воспоминанием для участников, гостей и зрителей. Начиналось все в Одессе, невероятно праздничной и особенно веселой накануне Дня города, где в роскошных голубых водах бассейна «Отрада-бич-клаба» словно утонуло разноцветье кроковской символики, украшенное огромными, плавающими по его поверхности шарами. А в большом шатре на экране, благодаря председателю жюри, известному венгерскому художнику-графику, живописцу и писателю Ференцу Цако, волшебные руки которого умеют «заклинать песок», возникали, сменяющие друг друга, чарующие образы песочного шоу.
Фестиваль богат своими идейными вдохновителями — его возглавляют два президента и один почетный президент. Нежно любимого всеми создателя многочисленных запавших в душу фильмов, среди которых непревзойденный «Жил-был пес», сопрезидента, представляющего Россию, Эдуарда Назарова на теплоходе не было. Он, к сожалению, болен. Но его коллега со стороны Украины, создатель знаменитых «Приключений капитана Врунгеля», замечательный, никогда не унывающий Давид Черкасский «держал руку на пульсе правильного курса «КРОКа». При этом не пропуская ни одного просмотра, круглого стола, заседания клуба «Ре-анимация» и, конечно же, традиционного карнавала.
Украинская анимация была довольно широко и не стыдно представлена в программе фестиваля и в жюри, членом которого был обладатель берлинского «Медведя» Степан Коваль. Правда, конкуренция была столь высока, что из фильмов Ирины Смирновой, запустившей в полет своих «Птиц», и Владимира Гончарова, отметившего творчество Марии Примаченко «Моими годами»; Людмилы Ткачиковой, создавшей очаровательного «Лежебоку» и зачаровавшего своей энергетикой «ДахиБрахи — Карпатского рэпа» Александра Даниленко; рукотворного «201» Олега Педана и ироничного, как всегда у Александра Бубнова, «Шерлока Холмса и черных человечков», лишь последний стал дипломантом фестиваля в своей категории. Зато Олег Педан своими волшебными руками создал прелестные вариации на темы образа «КРОКа» из металла, которые стали почетными напоминаниями о неизменной любви и преданности фестивалю. Генеральный директор «КРОКа» Ирина Капличная вручила их другу и щедрому спонсору анимационного праздника — французу Франсуа Соломону, неизменному ведущему всех без исключения кроковских мероприятий, от протокольных до неформальных, писателю Вадиму Жуку и, конечно же, несравненному Юрию Норштейну.
Многие дети «КРОКа» уже выросли и стали полноправными участниками профессиональных программ. Теперь уже их наследники подрастают в творческой и наполненной радостью созидания атмосфере фестиваля. Под руководством Маргариты Фучкиной была создана традиционная «дань» «КРОКу» — детская анимация, вызвавшая бурные аплодисменты на церемонии закрытия. В числе создателей — дочь Владимира Войтенко и сын Александра Татарского, две «прелестницы» Константина Бронзита, четырехлетняя ходячая эмоция Маши Терещенко и другие.
Позади споры и восторги, штормы и экскурсии, радость встреч и горький привкус разлуки. Разлуки на целый год, в течение которого будет напряженная работа по созданию новых лент для детей и взрослых. Много лет назад министерства культуры Украины и России приняли мудрое решение об учреждении «КРОКа». В этом году фестиваль активно поддержали два фонда — Рената Ахметова и Арсения Яценюка. Очень хочется надеяться, что и в будущем «КРОКу» — быть!
Выпуск газеты №:
№164, (2013)Section
Культура