Хор и соло
Закончился полный горьких потерь и скромных достижений юбилейный год гениального реформатора украинского театра Леся Курбаса![](/sites/default/files/main/articles/16012013/10kurbas.jpg)
Юбилей был отмечен достаточно широко (в узких кругах) — научными конференциями и спектаклями, вечерами памяти и статьями. Хотя прошел он все-таки на обочине общественной жизни. Мы не умеем превозносить своих гениев, гордиться ими перед миром и тем самым уважать и прославлять свою нацию и государство. Это срабатывает веками вбитый в нас гвоздь второсортности, и, по-видимому, еще долго он будет ржаветь в наших головах.
На сегодняшний день из юбилейных событий можно выделить два. Они дали импульс к обновлению и развитию нашего творческого и исторического мышления. Вышли из печати две большие и ценные по содержанию книги о Л.Курбасе. Львовское издательство «Літопись», опираясь на интеллектуальную ось Львов — Киев — Харьков, опубликовало научное издание «Життя і творчість Леся Курбаса (в рецепції українського театрознавства)». Книга подготовлена кафедрой театроведения и актерского мастерства, а также кафедрой библиотековедения и библиографии Львовского национального университета им. И.Франко. Составитель и научный редактор, народный артист Украины, академик Академии искусств Богдан Козак.
Сборник составлен из работ нынешних и предыдущих исследователей жизни и творчества Леся Курбаса, содержит много фотографий (среди них несколько до сих пор неопубликованных), немало официальных документов и писем Леся Степановича, которые публикуются впервые. Среди них трагическая, как для современного читателя и для истории украинской культуры в целом, Стенограмма заседания Народного комиссариата образования УССР от 5 октября 1933 года, на котором творчески и идеологически распяли Курбаса, сняли с должности художественного руководителя театра «Березіль». До сих пор этот документ, как и другие, вошедшие в сборник, были спрятаны в государственных, музейных и личных архивах и практически недоступны широкой общественности и заинтересованной публике.
Книга состоит из шести разделов — «Лесь Курбас: траекторія долі» (от рождения до пути на Соловки и в небытие), «Лесь Курбас: європейський простір» (связи и рефлексии Курбаса с современным европейским культурным и философским контекстом), «Лесь Курбас: український простір» (украинский культурный контекст Курбаса от театра к кино, от поэзии к музыке), «Лесь Курбас: педагогіка «Березоля», большой раздел «Лесь Курбас: документи і матеріали» (от церковной записи о крещении до обучения в Венском и Львовском университетах, от частных писем до Дела № 3168 ГПУ), «Лесь Курбас: творчість у світлинах», их множество, портретных, пейзажных, сцен из спектаклей, можно познакомиться и с почерком самого Леся Степановича и увидеть страшные документы — 104 страницы фотографий.
То есть под одной обложкой на 656 страницах текста компактно представлена судьба и творчество легендарного человека. Тексты читаются легко, понятно и вызывают сильный эмоциональный отклик — как роман или детектив. А на презентации книги в Киево-Могилянской Академии были озвучены весьма важные перспективы относительно развития украинского театроведения в целом. Было отмечено, что в общих чертах, «с высоты птичьего полета», уже исследовано в истории украинского театра немало, хотя и недостаточно. А сейчас нужно обратить внимание на подробности, детали, казалось бы незначительные факты, среди которых и течет жизнь и которые иногда по-новому освещают судьбу и путь человека.
Таким образом «хор» весьма почтенных исследователей украинского театра создал полифоническую ораторию в честь гения национальной культуры. Теперь звучало и «соло» — Наталья Ермакова совершила научный подвиг. В монографии «Березільська культура: Історія, досвід» она тщательно, до мельчайших подробностей исследовала 16 лет творческих поисков Л.Курбаса — от Молодого театра и Кийдрамте до «Мистецького Об’єднання «Березіль» (МОБ, четыре сезона) и театра «Березіль» (восемь сезонов). А также мировоззренческую эволюцию режиссера — от мечтательной надежды на социализм до глубокой депрессии 1933 года.
Даты репетиций и премьер, составы исполнителей (в том числе рассмотрены и актеры, только что назначенные на роль), отзывы прессы (более 1500 ссылок), реакция структур власти, свидетельства и воспоминания современников — из этих подробностей вырастает существенное обобщение, историческое, творческое, педагогическое, философское завещание Леся Курбаса. Исследовательское мнение Н.Ермаковой звучит новыми взглядами на давно известные вещи, заостряет и укрупняет уже известные выводы. Из них особенно волнуют несколько тезисов. Например, то, что Курбаса интересовал не результат (то есть зрительский успех), а процесс, когда в репетициях отыскивалась и осваивалась новая театральная лексика для украинского театра европейского типа. Он спешил передать свои гениальные театральные идеи ученикам и коллегам, как будто понимал, что времени ему отпущено мало — 16 лет — и действовать нужно быстро, чтобы догнать и опередить Европу.
Особенно современно звучат размышления автора о последнем из спектаклей Л.Курбаса — «Маклена Граса» Н.Кулиша. Н.Ермакова называет его единственным несоветским сценическим произведением того времени. Обратите внимание — не антисоветским, а несоветским. Она напоминает, что спектакль вышел во времена голодомора и безработицы, находит в нем множество тонких ассоциаций с реальностью Украины и идеологией большевизма. Замечает, что Маклена никоим образом не светлый образ ребенка-жертвы, а фанатичный апостол изуродованного эсесером социализма, она способна на убийство и предательство семьи в слепом стремлении к «светлому будущему».
Вообще тему веры и разочарования, «лже-мессий» и «лже-апостолов» Н.Ермакова прослеживает во всех спектаклях Л.Курбаса. Возможно, сам гений украинского театра ощущал себя мессией и мучался от трагического осознания того, что его творческая вера непонятна ни народу, ни вождям государства, что она преждевременна. И все же вкладывал ее в своих апостолов, учеников, режиссеров и актеров. И пусть кто-то отрекся от своего Учителя, кто-то приспосабливал эту веру к неблагоприятным условиям и обстоятельствам, но в целом образовалось то, что стало называться «березільською культурою», к которой нам необходимо вернуться и пойти дальше.
Дорогу осилит путник. Идущий!
Выпуск газеты №:
№6, (2013)Section
Культура