Перейти к основному содержанию

Хореографический шедевр и вечер дебютов

Легендарная «Баядерка» — спектакль-визитка Национальной оперы отметила юбилей
13 октября, 11:16
ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Показом спектакля «Баядерка» Людвига Минкуса киевская балетная труппа отметила свой «официальный» 90-й день рождения. Именно этим спектаклем в 1926 г. открылся сезон Киевской государственной академической оперы как составляющей (наряду с Харьковом и Одессой) Объединения государственных украинских оперных театров, которое возглавил режиссер Иосиф Лапицкий.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ИЛИ КОММЕНТИРУЮЩЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЕРАМ

Конечно же, история постепенного развития киевского балета охватывает значительно более давние времена — можно сказать, от танцев скоморохов в глубокой древности до дивертисментов, которыми развлекали публику в антрактах музыкальных и драматических спектаклей в городском театре или частных салонах ХІХ в. Балет преимущественно был развлекательным или комментирующим приложением к операм. В начале ХХ в. на сцене нововыстроенного театра балетные труппы настойчиво пытались создать польские и российские балетмейстеры и танцовщики. И все же гастролеры не решали глобальную задачу: для организации серьезного танцевального коллектива нужна была база, школа. В 1915 г., в разгар Первой мировой войны, Бронислава Нижинская и Александр Кочетовский, возглавивший небольшую киевскую балетную труппу, расширили ее до 12-ти пар кордебалета. Ставилась и классика, и модерн, уровень представлений становился все более высоким. На то время в Киеве действовали несколько частных школ, среди которых студии И. Чистякова, балетмейстера, режиссера и педагога, а также Б. Нижинской, первой женщины-хореографа. Именно в Киеве состоялись ее первые хореографические пробы, здесь она создала частную театрально-балетную студию «Школа Движения», в программе которой кроме школы классического танца были мимика движения тела, стиль в руках, характерные танцы, теория музыки, теория танца, запись движения с помощью нотной системы, беседы об искусстве и творчестве. Она творила и экспериментировала в самый тяжелый период коренных изменений в обществе, когда с приходом большевизма изменился и зритель.  Чтобы сохранить частную студию и своих учениц, она вынуждена была бесплатно давать уроки хореографии в «Центростудии». Именно в ней сделал свои первые шаги к мировой балетной славе Сергей Лифарь, выдающийся танцовщик и хореограф. В 1919 г. Михаил Мордкин в тесном сотрудничестве с Л. Курбасом и В. Верховинцем ставили с молодой киевской труппой и танцевальные номера в операх, и отдельные спектакли в Украинской музыкальной драме (такое название недолго имел театр во времена борьбы за украинскую независимость), развивали киевскую балетную  школу практически под грохот пушек гражданской войны.

МОДЕРНОВЫЕ СПЕКТАКЛИ-ФЕЕРИИ

Начало 1920-х было периодом экспериментов хореографов Г. Баланотти, А. Самарина-Волжского, А. Романовского: фантазийные спектакли-феерии «Летающего балета», первая постановка «Шехеразады», влияние модерна. Но наряду с этим — попытка И. Чистякова ставить классические «Коппелию» и «Напрасное предостережение». В 1925 году, когда приобрела всесоюзный масштаб дискуссия о «революционизации» искусства танца, о ликвидации классического балета вообще, М. Дисковский поставил в Киеве «Лебединое озеро».

Днем рождения киевского балета считается 2 октября 1926 г., когда в реорганизованной Киевской государственной академической украинской опере был поставлен экзотический шедевр балетной классики «Баядерка» Л. Минкуса (либретто и хореография М. Петипа; впервые показанный 23 января 1877 г. в Мариинском театре). Постановку в Киеве осуществили балетмейстер Л. Жуков, дирижер  Н. Бакалейников, художник М. Левин (по др. сведениям С. Євенбах). Главные партии исполняли М. Рейзен (Никия), Л. Жуков (Солор), О. Гаврилова (Гамзатти), О. Сталинский (Большой брамин), О. Бердовский (Дугманта).

Спектакль недолго пробыл в репертуаре. Вскоре состоялись премьеры «Лебединого озера», «Жизели». Классика утвердилась на киевской сцене.

В те времена постановки «Баядерки» объявлялись архаичным зрелищем, эталоном так называемого «императорского гранд-спектакля». И все же было и в сюжете, и в хореографическом воплощении множество настоящего, а картина «Тени» получила мировое признание и считается одним из хореографических шедевров. Появлялись новые интерпретации, менялась хореографическая партитура Петипа, исчезала лишняя сугубо иллюстративная экзотичность отдельных танцев, и все лучшее из первого спектакля осталось жить, нашло свое сценическое воплощение в постановке В. Чабукиани и В. Пономарева на сцене Ленинградского театра им. Кирова в 1941 г. Именно эта версия легла в основу киевской постановки выдающегося украинского танцовщика и балетмейстера Валерия Ковтуна, премьера которой состоялась 27 июня 1985 г. и с небольшим перерывом с тех пор не сходит со сцены. Вместе с В. Ковтуном тогда работали дирижер Аллин Власенко, художники Вячеслав Окунев и Ирина Пресс.

В работе над спектаклем, особенно над сценой «Тени», очень пригодился опыт балетмейстера театра имени С. Кирова Нинель Кургапкиной — консультанта постановки. Тогда, три десятилетия тому назад, она дала высокую оценку совместным усилиям, назвав танец киевских балерин «кордебалетом № 1». То же самое можно сказать и о нынешнем составе столичного балета, который свято бережет традиции высокой классики.

БАЛЕТ, В КОТОРОМ СТАНОВЯТСЯ МАСТЕРАМИ

Сейчас в юбилейном спектакле в партии безжалостной Гамзати дебютировала Екатерина Алаева. Очень тепло воспринятый публикой еще один дебют Сергея Кривоконя в партии Солора, к сожалению, перервался из-за неприятности, которая закончилась травмой в конце второго действия, поэтому завершал спектакль опытный и один из лучших исполнителей этой партии Денис Недак. Беспрекословной доминантой представления была непревзойденная Наталия Мацак, которая, кажется, самой душой, вложенной в каждое безукоризненное движение, создает трагический образ преданной прекрасной танцовщицы — баядерки Никии.

Меняются поколения исполнителей, прежние солисты, которые очаровывали своих поклонников, сегодня воспитывают молодежь, не только оттачивая технику, но и вдыхая жизнь в каждый классический образ.

Киевский балет, слава которого еще в далеком 1935-м, на Международном фестивале в Лондоне, распространилась далеко за пределы Украины, продолжает держать наивысший уровень культуры исполнения строгой классической, самобытной национальной и многоплановой современной хореографии. Сегодняшняя балетная афиша Национальной оперы Украины наглядно иллюстрирует весь путь, пройденный отечественной хореографией, — путь поисков, утверждения и славы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать