Перейти к основному содержанию

Хорошее кино — это «обычное дело»

Завтра на широкие экраны выходит новый украинский художественный фильм
06 февраля, 10:36
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ВАЛЕНТИНА ВАСЯНОВИЧА «ОБЫЧНОЕ ДЕЛО» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОДЮСЕРСКИМ ЦЕНТРОМ «ИНСАЙТМЕДИА»

«Обычное дело» — полнометражный дебют режиссера Валентина Васяновича, производство которого на 90% профинансировало государство. Накануне в столичном кинотеатре «Жовтень» Государственное агентство Украины по вопросам кино и продюсерский центр «ИнсайтМедиа» представили журналистам и кинокритике допремьерный показ картины, сообщив, что она удостоится национального проката: выйдет на 38-ми копиях в кинотеатрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, Днепропетровска, Ивано-Франковска и других городов.

Валентин Васянович давно заявил о себе как хороший документалист. Его лента «Старые люди» (2001) получила первый приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Баку (2002), а фильм «Против солнца» (2004) — призы международного жюри на одном из самых престижных фестивалей мира в Клермон-Феррани и гран-при фестиваля коротметражного кино в Нанси. Как признается сам режиссер, попробовав силы в документальном кино, ему очень хотелось реализовать давнюю мечту — создать полнометражную игровую картину. Хотя «Обычное дело» также планировалось как документальная двадцатиминутка еще в 2006 году. Впрочем, после обучения в школе польского режиссера Анджея Вайды, Валентин переписал сценарий на полноценный игровой фильм.

Сюжет картины на первый взгляд довольно прост. В фильме идет речь о враче-психоаналитике Анатолии, которого уволили с работы за драку с пациентами-наркоманами. Впрочем, герой и сам рад увольнению, ведь давно почувствовал, что его жизнь идет «не так». Он верит, что без обременительной работы сможет все начать с чистого листа, прежде всего, реализовав себя в качестве поэта.

Герои ленты — врачи, учителя, безработные, актеры — современные украинцы. Как рассказал после показа фильма режиссер, таким и был его творческий замысел: «показать украинцам самих себя в сложных жизненных обстоятельствах». Вероятно, убедительнее всего это удалось сделать актеру Тарасу Денисенко, который сыграл роль главного героя. Он прекрасно показал внутренние переживания мужчины с «кризисом среднего возраста», который, не разобравшись со своими проблемами, на протяжении ленты постепенно падает на социальное дно общества.

— Мы сегодня увидели профессиональное украинское кино. В сущности, вышло действительно «Обычное дело» — простая история об украинце, который ищет себя. А именно такого кино нам не хватает, — поделился впечатлениями от фильма режиссер и актер Виктор АНДРИЕНКО, который пришел на допремьерный показ. — В этой ленте нет художественного плагиата или наследования. К сожалению, сейчас даже среди украинских фильмов встречаешь то мит-Америки, мит-Росии. А «Обычное дело» — стопроцентно украинское кино. С художественной точки зрения фильм выполнен хорошо.

По сюжету, в отличие от своего безработного друга Славы (актер Виталий Линецкий) и жены-актрисы (Леси Самаевой), которым таки удалось «перезагрузить» свою жизнь, главный герой заканчивает трагически. Режиссер не скрывает: творческая группа отсняла сразу четыре варианта финала ленты, но он «решил остановиться на реалистически-пессимистическом».

— Сделали такую историю, которая отвечает реалиям современной жизни. Герой дошел «до края» — пошли титры. Признаюсь, первоочередные варианты были с «хэппи-эндом»: Толика вылечили, и он вернулся в семью. Но так не бывает, — отметил в комментарии «Дню» Валентин ВАСЯНОВИЧ. — Счастливый конец выглядел бы неестественно. Мне бы не поверил зритель.

На фоне сложных психологических поисков главным героем самого себя, комедийными и жизнеутверждающими персонажами являются братья Капрановы и режиссер Михаил Ильенко. Первые, сыграв самих себя, отказываются принимать на работу Анатолия или печатать его стихотворения, а Михаил Герасимович представлен в ленте сумасшедшим, который, ежедневно включая 129 раз свет в палате, спасает мир. «Михаил Герасимович Ильенко действительно спасает мир украинского кинематографа. Не я выбрал ему такую роль, а он сам, — объясняет присутствие коллеги-режиссера в ленте Валентин Васянович. — И эта роль — главная в его реальной жизни».

— Для нас участие в кино — новый и интересный опыт. Свое кино так редко появляется, что когда удается дождаться премьеры любой ленты, зритель авансом ждет от нее гениальности, хочет, чтобы она была шедевром. Проблемы Брюса Уиллиса, который традиционно красиво спасает мир, обычно, не так уж сильно отличаются от проблем украинского врача Толика. Ведь наш персонаж пытается спасти хотя бы себя, — говорит писатель и издатель Виталий КАПРАНОВ. — Голливудский путь спасения мира более яркий и более эффектный, но украинский выглядит правдоподобнее. Зритель должен четко понимать, что это сложный жанр трагикомедии; что здесь глубокий философский подтекст. Я советую украинцам обязательно поддержать фильм своим бумажником — пойти в кинотеатр и посмотреть!

В конце хочется отметить приятный разговорный украинский язык главных героев, который не «режет» слух зрителям литературностью либо искусственностью, а воспринимается очень естественно.

Возможно, ожидать настоящего художественного шедевра от полнометражной дебютной работы режиссера зрителям не стоит. Но, просмотрев фильм, понимаешь: первый кино-блин Валентину Васяновичу таки не стал комом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать