Перейти к основному содержанию

Хороводы евроскептиков

Чем удивила последняя новинка камерной сцены Театра им. И. Франко
02 октября, 16:06

Спектакль называется «Похищение Европы» (пьеса Алексея Доричевского, постановка и сценография Андрея Мая). Это совместный проект театра с Гете-Институтом в Украине. На афише указано, что жанр спектакля — «почти документальная музыкальная история». К древнегреческому мифу о похищении Европы этот сюжет не имеет отношения, речь идет скорее о нашей прикладной мифологии — мол, всякая ценность на то и существует, чтобы ее украсть. А «почти документальность» заключается в том, что, как сказано в аннотации, режиссер и драматург при поддержке Гете-Института объездили города и села Украины, пообщались с разными людьми — от трактористов до губернаторов — «а свои впечатления от этих встреч превратили в театральное действо».

Само действо представляет собой, по сути, эстрадное шоу, где все персонажи — очень условные шаржированные маски: корыстолюбивый госчиновник, солдат срочной службы, не сумевший откупиться от армии, да еще четверо безымянных красивых девушек, каждая из которых будто символизирует четыре стороны украинского света (Восток, Север и так далее). Компанию дополняет Представительница ЕС, такая себе механическая кукла, наученная повторять несколько политкорректно-пустых фраз.

Стоило ли ездить по городам и селам и тревожить живых трактористов и губернаторов, чтобы свести все это к таким почти алгебраическим фигурам? Сойти с ума можно: все здесь что-то символизируют — Европу, наше государство, его регионы, армию. Это иногда, мягко говоря, озадачивает. Например, в случае с Солдатом. Он почти всю свою сознательную 26-летнюю жизнь прожил заробитчанином в той же Европе и не может понять, зачем эта полузнакомая Украина забрала его в армию. Ну, Бог ему судья, и такие есть в мире, но как-то неудобно от того, что здесь нет никаких других солдат, только этот.

СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗЫ СПЕКТАКТАКЛЯ «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ» СОСТОЯТСЯ 3 И 17 ОКТЯБРЯ. НА ФОТО: АННА ОСАДЧАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ЕС) И ДМИТРИЙ ЗАВАДСКИЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

К чести актеров, следует сказать, что они добросовестно делают свое дело, иногда даже оживляют своих картонных персонажей. Скажем, Дмитрий Завадский (Госчиновник) временами просто виртуозен. Или Татьяна Михина, которая играет наш непоседливый Восток, или Анастасия Добрынина в роли украинского Полесья (неожиданный симбиоз Акулины с Нимфой). Впрочем, главное их задание — бегать в хороводе, который напоминает круговерть звезд на флаге Евросоюза, а все звезды на этом флаге, как известно, стандартные. Если коротко — спектакль пронизан евроскептицизмом. Хотя украиноскептицизма здесь еще больше. Собственно, исходя из того, что нам показали, Европа нам не светит. Потому что мы все вот такие, как этот Госчиновник или этот Солдат. Других нет. Да и девушки из хоровода ничем не отличаются, будь то Запад или Восток. У всех запросы одинаково убогие (подавай им бесплатный проезд в маршрутках — вот и вся Европа). Но даже их «высокие» запросы малопродуктивны: одни мечтают о Юре Гагарине и «Рокоте космодрома», другие — о богоизбранной Украине, а в итоге и наши совковые, и наши патриотические мифы в спектакле одинаково безжалостно подвержены стебу и высмеиванию. Это, в конечном итоге, задевает тебя, зрителя. И у тебя назревает один вопрос — вполне в духе соцреалистической этики и эстетики: «А кто позволил все это показывать? И вообще — где позитивные примеры из нашей действительности»? Конечно, потом ты такого своего совково-эмоционального порыва немного стесняешься. Хотя, если честно, некоторый резон в этом вопросе все-таки есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать