«Художественное» киевское подполье времен «застоя»
Национальный художественный музей взялся за «неофициальное» украинское искусство
В 2018 году живопись нонконформизма планируют экспонировать в обновленной постоянной коллекции. Сейчас - пополняют фонды произведениями «семидесятников», которые работали независимо от официального Союза художников. Недавно представили биографическую монографию искусствоведа Елены Голуб «Праздник неповиновения и будни андеграунда».
Так, Фонд Татьяны и Бориса Гриневых передал в коллекцию музея работу известного киевского художника Виктора Хоменко «НЛО над селом». Немного раньше, к 40-летию выставки киевского «неофициального» искусства «Рух» (1977), сокровищница музея пополнилась сразу 17 картинами «андеграунда» 1970-х.
Каким было «художественное» киевское подполье времен «застоя», о котором все мы слышали, но сегодня мало кто знает точно? Ответ на вопрос можно узнать от самих очевидцев и участников культурного андеграунда. А с недавних пор - еще и из изданной издательским домом «Антиквар» книги Елены Голуб «Праздник неповиновения и будни андеграунда. Жизнеописание двух непризнанных при жизни художников. С комментариями».
Елена Голуб - одна из заметных личностей киевского андеграунда 1970-1980-х. Ее «Праздник неповиновения» - увлекательный, местами исповедальный рассказ «из первых рук» о «бархатном художественном подполье» (но чаще весьма жестоком к своим участникам) Киева 1960-1980-х. Эта книга написана на стыке жанров: биографического, научного исследования и беллетристики. Отстраняясь, но местами очень эмоционально Елена Голуб вспоминает о том, какой была наша столица четыре десятилетия назад, цитируя воспоминания Марьяна Биленького: «Киев был ужасной провинциальной дырой, где запрещалось все»! Вместе с определенными бытовыми реалиями автор описывает настроения, круг чтения и интересов интеллигенции, а также большого круга «творческих» знакомых. Как отмечает исследовательница, в Киеве люди общались «кружками» и группами...
Литераторы и художники, их высказывания, поступки и даже судьбы - вот та канва, на основе которой выстраивает свой рассказ Елена Голуб. Леонид Нефедьев, Марина Доля, Вера Вайсберг, Григорий Хусид и его легендарная художественная студия в ДК «Большевик» и т.д., имена, личности и реалии «Праздника неповиновения» были хорошо известны в среде «советской» интеллигенции. Но, к сожалению, сейчас не на слуху. Но для того и существует научно-исследовательская литература и мемуаристика, чтобы заполнять такие лакуны.
К слову, 1960 - 1980 гг. - именно такие временные рамки Елена Голуб отводит так называемому «авангарду-2», нонконформистскому искусству.
«Жизнеописанием двух непризнанных при жизни художников. С комментариями» монография названа потому, что описание культурного «контекста» Киева 1970-1980-х, как бы эта тема ни была интересна, все же не является самоцелью для Голуб. Это - лишь фон для биографического, на основе как документальных материалов, так и собственных воспоминаний, рассказа о жизни и творчестве двух недооцененных художников киевского андеграунда: Николая Трегуба (1943-1984 гг.) и Вудона Баклицкого (1942-1992 гг.). Большое количество репродукций картин друзей-соратников, которые принципиально оставались за пределами «официального» искусства, служит лучшим подтверждением правоты уже современных оценок их творчества. Того же Трегуба (или Тригуба, или даже Тригорба, как он подписывал свои картины) все чаще сегодня называют «непризнанным гением». Художник покончил с собой в 1984 году, повесившись на воротах Выдубицкого монастыря, где у него была мастерская. При жизни его картины выставлялись только на подпольных вернисажах.
Николай Трегуб, чья судьба от рождения до смерти, кажется, могла бы стать основой для древнегреческой трагедии, любил повторять жизнеутверждающее о своих картинах: «Оно свое скажет»! Словно предвидел их судьбу в будущем. Бесприютный, деликатный. Рожденный в деревне - но жил в городе. «Украиноязычный» - в Киеве 1970-х. Самоучка, работавший разнорабочим на археологических раскопках и грузчиком. Таким предстает со страниц монографии «непризнанный гений» Украины.
Ни на кого не похожий, далекий от быта, одинокий и непонятый окружению Вудон Баклицкий! Картинами которого любовалась бы любая другая страна.
«Будни авангарда» - это еще и рассказ о множестве интересных биографических случаев «из жизни» Николая Трегуба и Вудона Баклицкого. Друзья вдвоем работают на киностудии художниками-оформителями. Неожиданно для всех «заводят» трактор, который ржавеет на студийном дворе. И бегут за машиной, которая ожила и едет, радуясь, как дети. Вот они вдвоем несут домой к Николаю «дефицитный» по тем временам телевизор. По дороге приходят к выводу, что так и обуржуазиться недолго. И разбивают ценный прибор об асфальт, напугав прохожих...
Как-то Трегуб, едва ли не впервые в жизни, зарабатывает сразу много денег - 500 рублей, и не знает, как заполнять бумажки, чтобы положить их на хранение в банк. А вот берет на пикник в лес свою картину вместо одеяла или еды и, пока спутники отдыхают, устраивает ей «солнечные ванны»...
Будни андеграунда не были праздником. Однако люди, готовые заниматься «искусством ради искусства», все равно существовали. Их жизнь, считает Елена Голуб, сама по себе была протестом против авторитарной «системы».
Section
Культура