Художественное пространство-время
«Роздуми про театр, музику, літературу...»Так называется новая монография Владимира Корнийчука — поэта, хореографа, театрального критика, журналиста и искусствоведа. На его памяти прошло много встреч с людьми интересными, необыденными, из прошлого, из сегодняшнего дня. Корнийчук работал редактором литературно-драматических передач в Государственной телерадиовещательной компании Украины, журнале «Україна», издательстве «Музична Україна». Особо следует сказать об его многолетней работе в «Українській музичній газеті» (основанной Музыкальным обществом им. М. Леонтовича еще в 1926 г., тогда его главным редактором был Николай Гринченко) и восстановленной усилиями Национального Всеукраинского музыкального союза в 1993-м. За 15 лет не было почти ни одного номера газеты, где бы не печатался материал В. Корнийчука: проблемные музыковедческие и театроведческие статьи, рецензии, интервью, эссе, очерки, творческие портреты, репортажи. А сколько публикаций других авторов прошли через его руки и сердце...
Сегодня Владимир Петрович является главным редактором «Української музичної газети». Он работает за трех, пропагандируя искусство, планирует следующие издания, ищет автуру, редактирует, сверяет, сам пишет эссе, новеллы, стихотворения в прозе (за последние годы он их немало написал, хватит не на один сборник. Новое издание автора — «Роздуми про театр, музику, літературу...» вышло в киевском издательстве «Фенікс». Книга воспроизводит три музы — театр, музыку и литературу. В нее вошло все лучшее, что было создано в течение нескольких десятилетий.
Первая глава — об искусстве театра открывает театроведческое эссе-исследование о гениальной украинской актрисе Марии Заньковецкой. По существу — это научное «исследование» о психологии актерского творчества, природе таланта, творческих методах работы над ролью. Эту тему Корнийчук стал исследовать еще во время своей учебы на театроведческом факультете Киевского театрального института им. И. Карпенко-Карого, потом, в течение многих лет искал и дополнял новые факты. Он нашел в архивах и спецфондах музеев немало неизвестных широкому кругу людей документов, интересных материалов и фотографий. Среди прочего — фото-сессия конца XIX века П. Пьясецкого, где актриса воспроизводит психологические этюды для иллюстраций наблюдений Чарльза Дарвина, в отношении выражения человеком чувств. На этих фотографиях Мария Заньковецкая, виртуозно владея актерской техникой, мгновенной мимической реакцией, за несколько секунд перевоплощаясь, воспроизвела различные градации трагического состояния человека, тончайших движений его души.
А еще в этой главе есть прекрасные актерские портреты: Богдана Ступки, Ады Роговцевой, Юлии Ткаченко, Александра Быструшкина, Ларисы Хоролец, Ирины Дуки, Людмилы Игнатенко; аналитические зарисовки о режиссерах — Николае Мерзликине и Викторе Гириче, а также рассказы о театральных труппах, премьерах, рецензиях на спектакли.
В книге представлены статьи об искусстве хореографии, ведь по первому образованию Владимир Корнийчук — танцовщик и хореограф. Отсюда — его осведомленность в тонкостях танцев народов мира, точные оценки постановок академического ансамбля танца им. П. Вирского, интересные рассказы об украинско-американском балетном проекте, тайские народные танцы, Международный конкурс им. Сергея Лифаря, рецензии на балетные концерты и спектакли Национальной оперы Украины.
Интересные статьи о музыке. Так, «Портрет хора в новеллах» — это своеобразные вариации, главной темой которых становится рассказ о любимом коллективе автора книги — хоре им. Г. Веревки. Каждая из таких новелл-вариаций рассказывает об истории коллектива, его талантливом руководителе Анатолии Авдиевском, участниках, а также о выдающихся художниках, чья судьба различным образом пересеклась с легендарным коллективом; о прославленных певцах, которые принимали участие в общих концертах, о выдающихся композиторах, которые писали специально для этого хора произведения. Среди других такие великие имена, как Евгения Мирошниченко, Николай Кондратюк и Нина Матвиенко, композиторы — Евгений Станкович, Леся Дичко и др.
Главу о музыке Владимир Корнийчук писал в течение многих лет, и она получилась у автора особенно вдохновенно. Среди особенно удачных музыкальных зарисовок — творческие портреты известных украинских хоровых дирижеров и. хореографов. В частности о знаменитых мастерах хорового искусства: Александре Кошице, Несторе Городовенко, талантливом мастере танца Василии Авраменко, рассказы о художниках диаспоры: украинско-канадском хормейстере Владимире Климкиве, руководителе австралийского ансамбля песни и танца «Каштан» Степане Мисяйле и многих других. Немало интересных подробностей жизни, важные моменты творческого пути вмещает большой очерк «Секреты творческого долголетия непокорного Павла» о знаменитом мэтре хорового дела Павле Муравском.
Большинство материалов о современных художниках содержат развернутые интервью с ними, а также рассказы, оценки и комментарии авторитетных людей об их жизни и творчестве. Все это обогащает рассказ документальными подробностями, фиксирует приметы нашего времени и, безусловно, представляет значительный интерес не только для широкого круга читателей, но и для историков, исследователей-музыковедов.
Глава о литераторах знакомит с украинскими поэтами и писателями. Очерки и статьи посвящены творчеству Степана Руданского, Александра Ковиньки, Валерия Шевчука, Николая Винграновского, Михаила Слабошпицкого, Петра Перебийниса, Николая Лукива, Елены Логвиненко и др.
Так щедро и интересно поделился своими размышлениями о театре, музыке, литературе, а в целом, — о современном культурно-художественном пространстве-времени Украины в своей новой книге Владимир Корнийчук.
Выпуск газеты №:
№236, (2009)Section
Культура