Перейти к основному содержанию

Художник, поэт и искусствовед

В Национальном музее им. Андрея Шептицкого представлена выставка «Монументальное искусство Святослава Гордынского: наброски, рисунки, проекты»
12 февраля, 11:12
Иллюстрации предоставлены организаторами выставки

Экспозиция посвящена 115-летию со дня рождения выдающегося украинского художника, поэта, литературоведа, искусствоведа, историка искусства и переводчика (владел семью европейскими языками). Выставка во Львове раскрывает одну из граней его творческого дарования как художника-монументалиста, ведь вклад маэстро Гордынского в украинское изобразительное искусство ХХ ст. является наиболее значимым именно в области церковных монументальных росписей.

Организаторы проекта отмечают, что нынешней выставке предшествовало событие, которое состоялось еще в мае 2005 – 2013 гг. Дочери художника: Лада Гордынская – Кайя и Лариса Гордынские передали в дар НМЛ им. А. Шептицкого 1200 рисунков и набросков отца. Весомую часть этой графической коллекции составляют проекты и рисунки на христианскую сакральную тематику.

На выставке представлено 45 графических произведений периода вынужденной эмиграции художника. Это проекты мозаик и стенописей, а также наброски и рисунки, предшествующие работе над проектами при оформлении соборов и церквей. Подготовительные работы: наброски и рисунки экспонируются с целью показать последовательность работы художника над воплощением творческих замыслов при росписи двух соборов: Святой Софии в Риме (1967 -1992), Покрова Пресвятой Богородицы и святого апостола Андрея Первозванного в Мюнхене (1979), Варвары в Вене (1983) и церквей в США: святого Иоанна Крестителя в Нью-Йорке и Христа Царя в Филадельфии (1984 – 1991). Эти графические работы выполнены в мастерской художника при Украинском институте, в Нью – Йорке.

В Америке Святослав Гордынский досконально изучил восточную сакральную иконографию, постиг тонкости византийской иконологии. За 1950 – 1990 гг. художник расписал 56 церквей, полностью оформил 12 храмов, в частности, кафедральные соборы в городах Европы (Мюнхен и Рим), США, Канады и Австралии. Величественные монументальные росписи и мозаики, иконы и иконостасы, предметы церковной атрибутики выполнял либо сам автор, либо другие мастера по его проектам.

При работе над иконостасами Святослав Гордынский часто сотрудничал с украинским скульптором Сергеем Литвиненко. При работе над проектами мозаик для Святософиевского собора в Риме Святославу Гордынскому помогали украинские художники Мирон Билинский и Николай Голодик. Каждый проект монументальной росписи обсуждался с Блаженнейшим Иосифом Слепым, который был идейным наставником отделочных работ храма, именуемого Божией Мудростью. Его роспись выполнена по образцу системы росписей киевского собора святой Софии на основе традиций украинской иконописи и декоративно-прикладного искусства.
Оформление каждого сакрального сооружения происходило после обсуждения и одобрения проектов священником или епископом. После того как эскиз был согласован, его увеличивали до масштаба 1:10 оригинальной величины. Его предназначение: дать общую ориентацию – то есть, как будет восприниматься готовый образ на стене. После обсуждения первого проекта мастер его увеличивает в масштабе 1:5. Здесь лица размером 4 – 5 см, все детали и фигуры композиции нужно разместить окончательно. Это т.н. "рабочий" рисунок, вроде того, чем для архитектора является план строения, согласно которому возводится сооружение. "Здесь уже все на своем месте, пропорционально вымеренное, обдуманное и готовое к окончательному выполнению. Такой "рабочий" план проходит еще окончательное обсуждение и утверждение. После этого автор увеличивает "рисунок-план" образа до оригинальной величины. При этом нужно принять во внимание, "как нарисованный образ будет выглядеть в действительности и как он вяжется с архитектурой" церковного интерьера, – писал художник в письме за 7 апреля 1982 года к владыке Платону Корниляку, апостольскому экзарху в Мюнхене.

Работа маэстро Гордынского в области церковного искусства получила свое признание и уважение. В его адрес поступали благодарственные письма от иерархов украинской церкви: кардинала Мирослава – Ивана Любачевского, владыки Михаила Гринчишина, Платона Корниляка, Стефана Сулика. Эти листы хранятся в архиве НМЛ. Некоторые из них представлены на выставке.

В монументальных росписях С. Гордынского воспроизведены страницы истории Украины и ее Церкви такие, как: "Крещение Украины - Руси", "Коронование Даниила Галицкого, Властелина Галицко - Волынского государства в 1253 году", "Киевская митрополия" и "Галицкая митрополия". Изображение киевских князей: святых Владимира и Ольги, Бориса и Глеба, черниговского князя святого Михаила не только украшают интерьеры храмов, но и утверждают нас в самоосознании как нации государственной. Стенопись "Освобождение Вены в 1683 войсками Яна Собеского и украинских казаков" (церковь святой великомученицы Варвары, Вена) говорит о роли и значении Украины среди европейских государств на международной арене в ХVII веке.

Работа Святослава Гордынского в области сакрального искусства проходила в то время, когда в Украине царил тоталитарный режим, следовательно, указанные выше темы были под запретом. Своим творчеством художник продолжил и развил основные принципы монументальной живописи, заложенные украинским художником Михаилом Бойчуком и его школой в начале ХХ века. Идея заключалась в том, "чтобы соединить пластические основы византийского стиля с новым, то есть модерным искусством, и таким образом обновить иконографию и само новое искусство соединить с великими традициями прошлого и этим его украинизировать", -- писал С. Гордынский в работе "Украинская икона на фоне универсализма византийского стиля. Этот новый стиль получил название "бойчукизм" или "неовизантизм". К художникам этого направления принадлежал и Святослав Гордынский. Он считал, что задача украинских художников состоит в том, чтобы творить "на базе многовековых традиций прошлого, постоянно связывая свое искусство с землей, расой и духом того комплекса, который называется Украиной" ("Люди, идеи, произведения").


СПРАВКА «ДНЯ»

Святослав Ярославич Гордынский родился 30 декабря 1906г. в г. Коломые, учился во Львове (Украинская академическая гимназия, впоследствии - Художественная школа Олексы Новаковского (1924 - 1927), где быстро овладел мастерством рисунка. Продолжал образование в художественных академиях Европы: в Берлине и Париже. Вернувшись во Львов, развернул активную деятельность как участник и экспонент художественных выставок, редактор журналов "Искусство" и "Навстречу", организатор художественной жизни на западе Украины. В 1940-х С. Гордынский работал в Кракове - входил в редакцию Коллегии "Украинского издательства" как литературовед и искусствовед. Кроме основных обязанностей редактора, занимался оформлением книг.

Во время второй мировой войны, в марте 1944 г. вынужден был эмигрировать. Находясь в Мюнхене, работает в издательстве "Ukrainische Tribune", устраивает выставку украинского искусства вместе с художником Михаилом Дмитренко. В 1947 г. выезжает в США, где занимается литературным и художественным трудом. Святослав Гордынский пишет статьи, рецензии на художественные выставки, монографии об украинских художниках, переводит. В 1952 году он вместе со скульпторами Сергеем Литвиненко и Михаилом Черешневским организовал Объединение Художников Украинцев Америки (ОХУА), развернувшее широкую деятельность, превратив Нью-Йорк в центр украинской художественной жизни. Творчество Святослава Гордынского во время вынужденной эмиграции развивалось в двух направлениях: книжной графике и сакральном искусстве. Особенно плодотворной была его работа над украшением христианских храмов, строительство которых в 1940 – 1950 гг. велось в США и Канаде очень интенсивно. За роспись новых церквей взялись украинские художники: Михаил Осинчук, Святослав Гордынский, Петр Холодный (младший), Михаил Дмитренко. К тому времени украинские храмы в США и Канаде были расписаны преимущественно итальянскими и немецкими фирмами, которые не знали наших художественных традиций и творили в сладковатых готически-классических стилях. А уже первые произведения новоприбывших художников из Украины сразу получали признание, потому что у них "был тот же стиль и дух, которые наше общество еще сохранило в народном искусстве", - писал Св. Гордынский. Придавая огромный вес изучению художественного наследия Украины древнего периода, он издает в 1973 г. монографию "Украинская икона 12 - 18 века" (Филадельфия).

Умер Святослав Гордынский 12 мая 1993 года. Похоронен на украинском кладбище святого Андрея, в Саут Баунд Бруке, возле Нью-Йорка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать