Перейти к основному содержанию

Киевская инфанта

10 июня, 00:00

Минуло 400 лет со дня рождения великого испанца Диего Веласкеса. В украинских музейных собраниях хранится лишь одно полотно художника — портрет семилетней инфанты Маргариты, дочери испанского короля Филиппа IV. Портрет принадлежит музею Западного и Восточного искусства и уже много лет «кормит» этот музей, разделяющий тяжкую участь государственных учреждений культуры в Украине: демонстрацию «Инфанты» у нас в стране и за рубежом, тиражирование ее изображения музейщики счи тают исключительно своей монополией. Да что там тиражирование. Корреспонденту «Дня», обратившемуся с просьбой рассказать о вояжах «Инфанты» по миру за последнее время, ответили беспрекословным отказом.

Когда же появилась в Киеве уникальная картина? Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62,5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными, и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла.

Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике? Почему Веласкес писал девочку, всеобщую любимицу чопорного испанского двора чаще всех остальных детей — шесть раз? Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой ( почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей, и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).

Изображение этой юной особы буквально околдовало двух великих испанцев ХХ века: Пикассо несколько лет писал громадный цикл по мотивам «Менин», а Дали в «Жемчужине» вместо головы Маргариты изобразил перламутровый шар.

Уже более 70 лет очаровывает она и киевлян, для которых уже доброй традицией стало всех приезжих родственников и знакомых «сводить на Веласкеса»... В конце концов, что есть подлинность в век тиража, копии, подделки, имитации?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать